Каталог статей |
Аверяскина Е.М., Юдина Г.А. Проблемы аудита расходов на ремонт объектов основных средствНа современном этапе развития бизнеса основная часть производственных процессов осуществляется организациями с использованием объектов основных средств, и как следствие этого, данные объекты за период эксплуатации изнашиваются и выходят из рабочего состояния, тем самым, приносят организации убытки. По этой причине, с целью осуществления бесперебойного производственного цикла, организации должны постоянно отслеживать техническое состояние объектов основных средств и поддерживать их эксплуатационные свойства в течение всего периода времени существования организации посредством ремонта. Данные аспекты обуславливают актуальность выбранной темы.Цель статьи – анализ проблемы аудита расходов на ремонт объектов основных средств. Для осуществления поставленной цели были определены следующие задачи: · рассмотреть нормативное регулирование ремонтных работ и их видов; · проанализировать нормативные правовые акты, регулирующие формирование расходов по ремонту объектов основных средств; · раскрыть процедуры тестов средств контроля, процедуры проверки по существу. Отсутствие законодательного регулирования в области бухгалтерского и налогового учета, в вопросе, касающемся понятия ремонтных работ, а также их видов является основной проблемой, с которой приходиться сталкиваться аудиторам. В Письме Минфина России от 14.01.2004 № 16-00-14/10 указано, что основанием для определения видов ремонта должны являться соответствующие документы, разработанные техническими службами внутри организаций в рамках системы планово-предупредительных ремонтов [4]. При самостоятельной разработке технической документации представляется целесообразным придерживаться действующих ведомственных норм той отрасли, в которой осуществляется деятельность организации. Отсутствие законодательства в вопросе, касающемся классификации видов ремонта, влечет за собой определенные риски, которые руководитель аудируемого лица должен учитывать. Прежде всего, это риск неверной классификации вида ремонта (капитальный, текущий), что влечет за собой неверное формирование расходов и искажение показателей как в бухгалтерской, так и налоговой отчетности, в части капитального ремонта длительного характера. Аудитор, проверяющий данный сегмент, при выражении профессионального суждения должен в первую очередь руководствоваться тем, насколько операции, связанные с ремонтом основных средств являются существенными в деятельности аудируемого лица, его среды. Правильность формирования расходов аудитор устанавливает в соответствии с п. 27 Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств», утвержденным Приказом Минфина РФ от 30.03.2001 №26н (далее – ПБУ 6/01), что расходы на ремонт объектов основных средств отражаются в бухгалтерском учете отчетного период, к которому они относились [2]. Для целей налогового учета в соответствии с п. 1 ст. 260 Налогового кодекса РФ (далее – НК РФ) расходы на ремонт основных средств рассматриваются как прочие расходы и признаются для целей налогообложения в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они были осуществлены, в размере фактических затрат [1]. В таком случае возникает проблема, относящаяся к невозможности достичь условия равномерности признания расходов. Организации, по НК РФ вправе для равномерного включения предстоящих расходов на ремонт в издержки производства создавать ремонтный фонд. Аудитор проверяет закрепление данного права в учетной политике. Ограничения, связанные с формированием ремонтного фонда определены в ст. 324 НК РФ [1]. Аудитор проверяет, проводился ли технический осмотр объектов основных средств, наличие проведения инвентаризации, также проверяется график организации ремонтных работ и соответствующая сметно-техническая документация. На практике, имеют место случаи, когда руководитель аудируемого лица не предоставляет всю необходимую документацию, касающуюся формирования расходов по ремонту объектов основных средств. В отношении групп однотипных операций аудитор проверяет, имели ли место объекты основных средств, в отношении которых отражены расходы на ремонт, производились ли соответствующие отметки в технической документации, подтверждены ли расходы, связанные с ремонтом первичной документацией. Также проверяется, отражены ли расходы на ремонт в соответствующем периоде, на соответствующих бухгалтерских счетах. Расходы, связанные с поддержанием основных средств в исправном состоянии являются расходами по обычным видам деятельности и учитываются на счетах учета издержек производства или обращения [4]. В отношении остатков по счетам бухгалтерского учета на конец отчетного периода, аудитор проверяет проведение результатов инвентаризации кредиторской задолженности, подтверждающий факт осуществления расходов на ремонт, также проверяется договорная документация, подтверждающая право собственности аудируемого лица на объекты основных средств, их аренды. Аудитор проверяет, что расходы на ремонт отнесены в соответствии с учетной политикой, а также корректировки по ремонтному фонду отражены правильно. В отношении раскрываемых сведений проверяется, что все операции по ремонту основных средств, подлежащие включению в бухгалтерскую отчетность, включены в нее, информация в отчетности представлена правильно, отражена в понятной форме в надлежащих суммах. Итак, при аудите расходов по ремонту объектов основных средств, необходимо проверить: соблюдение норм законодательства, регулирующего организацию и проведение ремонтных работ, их классификацию с учетом отраслевой специфики, наличие разработанных и утвержденных внутрифирменных положений по проведению ремонтных работ в отношении собственных, арендованных основных средств, с учетом специфики деятельности аудируемого лица, их фактическое исполнение, осуществление ремонта в соответствии с проектно-сметной документацией, наличие первичных учетных документов, оформленных надлежащим образом, подтверждающие расходы на проведение ремонта, правильность формирования соответствующих показателей в бухгалтерской отчетности.
Список литературы: 1. Налоговый Кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс] : Федеральный Закон Российской Федерации от 05 авг. 2000 г. №117-ФЗ // Справ.-правовая система «КонсультантПлюс». 2. Положение по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» (ПБУ 6/01), утвержденное Приказом Минфина РФ [Электронный ресурс] : Приказ Минфина России от 06 мая 1999 г. №32н // Справ.-правовая система «КонсультантПлюс». 3. Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» (ПБУ 10/99), утвержденное Приказом Минфина РФ [Электронный ресурс] : Приказ Минфина России от 06 мая 1999 г. №33н // Справ.-правовая система «КонсультантПлюс». 4. Об определении видов ремонта при учете основных средств [Электронный ресурс] : Письмо Минфина РФ от 14 янв. 2004 № 16-00-14/10 // Справ.-правовая система «КонсультантПлюс». |