Каталог статей

Сухина А.А,, Матюшевская Ю.О.

Теоретические основы программно-целевого метода формирования местных бюджетов

В настоящее время программно-целевой метод служит важнейшим инструментом осуществления государственной социальной и экономической политики развития Украины и ее отдельных регионов. Согласно Закона Украины «О стимулировании развития регионов» [1] программно-целевой метод внедрен на уровне местного самоуправления и в настоящее время используется в большинстве городов. Главной особенностью данного метода финансирования социально-экономических задач является то, что с его помощью обеспечивается более эффективное расходование бюджетных средств, поскольку они выделяются не на финансирование учреждений, а на конкретные мероприятия [2]. В бюджетном процессе основной целью внедрения программно-целевого метода является установление непосредственной связи между выделением средств и результатами их использования.

В связи с тем, что программно-целевой метод достаточно новый способ формирования бюджета, распоряжением Кабинетом Министров была  утверждена соответствующая Концепция, которая определяет основные принципы его применения, а именно:

1) обеспечение прозрачности бюджетного процесса, четко регулирующего цели и задачи, для достижения которых используются бюджетные средства; повышение уровня контроля результативности использования бюджетных программ;

2) обеспечение оценки деятельности участников бюджетного процесса по результатам исполнения бюджета согласно намеченных целей и задач, а также анализа причин неэффективного использования бюджетных программ;

3) упорядочение деятельности главного распорядителя средств при формировании и исполнении бюджетных программ путем четкого разграничения ответственности за реализацию каждой бюджетной программы между назначенными ответственными исполнителями этих программ;

4) усиление ответственности главного распорядителя бюджетных средств, что законодательно определено целью его деятельности, за соблюдением соответствия бюджетных программ, финансовым обеспечением и результатов их исполнения;

5) повышение качества разработки бюджетной политики, эффективности распределения и использования бюджетных средств [3].

Основой программно-целевого метода формирования бюджетов являются программы, которые должны иметь четко определенную цель и задачи отдельного распорядителя бюджетных средств. Необходимо отметить, что структура программы остается неизменной из года в год, но ее цели, задачи и направления деятельности могут меняться под воздействием влияния внешних факторов [4].

Основанием для формирования бюджета в соответствии с программно-целевым методом является паспорт бюджетной программы, предусматривающий наличие таких составляющих элементов:

- цель бюджетной программы;

- краткое определение основных функций бюджетного учреждения;

- общее определение результатов, которые могут быть достигнуты от реализации указанной программы;

- задачи бюджетной программы - это конкретные направления и мероприятия, осуществляемые  на протяжении определенного периода, их можно оценить и измерить. Они должны обеспечивать достижение цели и предусмотреть конкретные действия [5].

 Характерной особенностью программно-целевого метода является то, что он обеспечивает реализацию одновременно двух типов интеграции социально-экономических и научно-технических процессов:

- пространственной, когда требуется объединить усилия субъектов, принадлежащих к различным отраслям или формам собственности;

- временной, когда требуется добиться четкой последовательности и единства различных этапов (стадий) общего процесса движения к конечной цели, предусмотренной программой [6].

Отмечая необходимость применения программно-целевого метода для составления местных бюджетов, с целью повышения эффективности его использования актуальным будет изучение отрицательных и положительных сторон. Основными положительными чертами программно-целевого метода являются:

- основой для расчета бюджетных показателей служит макроэкономическая оценка развития экономики в среднесрочной перспективе, а не только фактические данные по программам за несколько последних лет;

- обоснование расходов распорядителем бюджетных средств базируется не на оценке кассового исполнения бюджета за прошлые годы, как это практикуется при нормативном и балансовом методах, а на анализе результативности программы, в том числе эффективности расходов;

- персональная ответственность за достигнутые результаты в ходе реализации программы (при других методах ответственность возлагается на нескольких исполнителей);

- расходы формируются в разрезе программ с установлением индикаторов их выполнения, а не в разрезе обобщенных функций.

Несмотря на то, что принципиальных препятствий к использованию программно-целевого метода не возникает, в практике его использования еще имеются некоторые недостатки:

1. Методическая незавершенность. К настоящему времени не создано чётких, устоявшихся определений по широкому кругу вопросов реализации комплексных программ, отсутствует единая точка зрения исследователей в основополагающих понятиях программно-целевого планирования и управления, соотношение плана и целевой комплексной программы.

2. Недостаточная компетентность систем управления. Имеется в виду ситуация, когда на каком-то этапе своего развития системы управления начинают утрачивать связь с проблемами, для решения которых создавались.

3. Отсутствие адекватной методики расчёта по экономической эффективности программ.

4. Недостаточная оперативность. Иногда с момента появления проблемы до момента реализации программы на ее решение уходят многие годы, в течение которых обществу наносится невосполнимый ущерб от игнорирования проблемы [7].

Таким образом, на сегодняшний день в Украине при формировании проектов местных бюджетов широко используется программно-целевой метод, который позволяет достигнуть точки равновесия между разрабатываемыми параметрами доходной и расходной части бюджета. Однако, существуют некоторые недостатки, устранение которых позволит повысить эффективность использования программно-целевого метода бюджетирования.

Литература:

1. Про стимулювання розвитку регіонів: закон України від 20.12.2005 р. № 3235-IV // Відомості Верховної Ради України. – 2005. – № 51. – Ст. 548. [Электронный ресурс] – Режим доступа: [сылка более недоступна}

2. Кульчинский Н., Перун З. Формирование и выполнение бюджета программно-целевым методом / Н. Кульчинский , З. Перун. // Финансы Украины. – 2005. - №5. – С.78-83.

3. Бабич Т. С. Возможности повышения эффективности реализации бюджетной политики Украины путем использования программно-целевого метода бюджетирования [Электронный ресурс] / Т. С. Бабич – Режим доступа: [сылка более недоступна}

4. Чугунов И., Самошкина А. Теоретико-методологические основы совершенствования программно-целевого метода планирования расходов бюджета / И. Чугунов, А. Самошкина // Финансы Украины. – 2004. - №9. – С.37-41.

5. Нехайчук Ю. С. Программно-целевой медод и его внедрение [Электронный ресурс] / Ю. С. Нехайчук – Режим доступа: [сылка более недоступна}

6. Васильева Н. В. Роль программно-целевых методов управления на современном этапе социально-экономического развития страны [Электронный ресурс] / Н. В. Васильева – Режим доступа: [сылка более недоступна}

7. Павлюк К. Оценка выполнения бюджетных программ: результативные показатели / К. Павлюк // Финансы Украины. – 2005. - №5. – С.70-77.