Каталог статей |
Сухина А.А,, Матюшевская Ю.О. Теоретические основы программно-целевого метода формирования местных бюджетовВ настоящее время программно-целевой метод служит важнейшим инструментом осуществления государственной социальной и экономической политики развития Украины и ее отдельных регионов. Согласно Закона Украины «О стимулировании развития регионов» [1] программно-целевой метод внедрен на уровне местного самоуправления и в настоящее время используется в большинстве городов. Главной особенностью данного метода финансирования социально-экономических задач является то, что с его помощью обеспечивается более эффективное расходование бюджетных средств, поскольку они выделяются не на финансирование учреждений, а на конкретные мероприятия [2]. В бюджетном процессе основной целью внедрения программно-целевого метода является установление непосредственной связи между выделением средств и результатами их использования.В связи с тем, что программно-целевой метод достаточно новый способ формирования бюджета, распоряжением Кабинетом Министров была утверждена соответствующая Концепция, которая определяет основные принципы его применения, а именно: 1) обеспечение прозрачности бюджетного процесса, четко регулирующего цели и задачи, для достижения которых используются бюджетные средства; повышение уровня контроля результативности использования бюджетных программ; 2) обеспечение оценки деятельности участников бюджетного процесса по результатам исполнения бюджета согласно намеченных целей и задач, а также анализа причин неэффективного использования бюджетных программ; 3) упорядочение деятельности главного распорядителя средств при формировании и исполнении бюджетных программ путем четкого разграничения ответственности за реализацию каждой бюджетной программы между назначенными ответственными исполнителями этих программ; 4) усиление ответственности главного распорядителя бюджетных средств, что законодательно определено целью его деятельности, за соблюдением соответствия бюджетных программ, финансовым обеспечением и результатов их исполнения; 5) повышение качества разработки бюджетной политики, эффективности распределения и использования бюджетных средств [3]. Основой программно-целевого метода формирования бюджетов являются программы, которые должны иметь четко определенную цель и задачи отдельного распорядителя бюджетных средств. Необходимо отметить, что структура программы остается неизменной из года в год, но ее цели, задачи и направления деятельности могут меняться под воздействием влияния внешних факторов [4]. Основанием для формирования бюджета в соответствии с программно-целевым методом является паспорт бюджетной программы, предусматривающий наличие таких составляющих элементов: - цель бюджетной программы; - краткое определение основных функций бюджетного учреждения; - общее определение результатов, которые могут быть достигнуты от реализации указанной программы; - задачи бюджетной программы - это конкретные направления и мероприятия, осуществляемые на протяжении определенного периода, их можно оценить и измерить. Они должны обеспечивать достижение цели и предусмотреть конкретные действия [5]. Характерной особенностью программно-целевого метода является то, что он обеспечивает реализацию одновременно двух типов интеграции социально-экономических и научно-технических процессов: - пространственной, когда требуется объединить усилия субъектов, принадлежащих к различным отраслям или формам собственности; - временной, когда требуется добиться четкой последовательности и единства различных этапов (стадий) общего процесса движения к конечной цели, предусмотренной программой [6]. Отмечая необходимость применения программно-целевого метода для составления местных бюджетов, с целью повышения эффективности его использования актуальным будет изучение отрицательных и положительных сторон. Основными положительными чертами программно-целевого метода являются: - основой для расчета бюджетных показателей служит макроэкономическая оценка развития экономики в среднесрочной перспективе, а не только фактические данные по программам за несколько последних лет; - обоснование расходов распорядителем бюджетных средств базируется не на оценке кассового исполнения бюджета за прошлые годы, как это практикуется при нормативном и балансовом методах, а на анализе результативности программы, в том числе эффективности расходов; - персональная ответственность за достигнутые результаты в ходе реализации программы (при других методах ответственность возлагается на нескольких исполнителей); - расходы формируются в разрезе программ с установлением индикаторов их выполнения, а не в разрезе обобщенных функций. Несмотря на то, что принципиальных препятствий к использованию программно-целевого метода не возникает, в практике его использования еще имеются некоторые недостатки: 1. Методическая незавершенность. К настоящему времени не создано чётких, устоявшихся определений по широкому кругу вопросов реализации комплексных программ, отсутствует единая точка зрения исследователей в основополагающих понятиях программно-целевого планирования и управления, соотношение плана и целевой комплексной программы. 2. Недостаточная компетентность систем управления. Имеется в виду ситуация, когда на каком-то этапе своего развития системы управления начинают утрачивать связь с проблемами, для решения которых создавались. 3. Отсутствие адекватной методики расчёта по экономической эффективности программ. 4. Недостаточная оперативность. Иногда с момента появления проблемы до момента реализации программы на ее решение уходят многие годы, в течение которых обществу наносится невосполнимый ущерб от игнорирования проблемы [7]. Таким образом, на сегодняшний день в Украине при формировании проектов местных бюджетов широко используется программно-целевой метод, который позволяет достигнуть точки равновесия между разрабатываемыми параметрами доходной и расходной части бюджета. Однако, существуют некоторые недостатки, устранение которых позволит повысить эффективность использования программно-целевого метода бюджетирования. Литература: 1. Про стимулювання розвитку регіонів: закон України від 20.12.2005 р. № 3235-IV // Відомості Верховної Ради України. – 2005. – № 51. – Ст. 548. [Электронный ресурс] – Режим доступа: [сылка более недоступна} 2. Кульчинский Н., Перун З. Формирование и выполнение бюджета программно-целевым методом / Н. Кульчинский , З. Перун. // Финансы Украины. – 2005. - №5. – С.78-83. 3. Бабич Т. С. Возможности повышения эффективности реализации бюджетной политики Украины путем использования программно-целевого метода бюджетирования [Электронный ресурс] / Т. С. Бабич – Режим доступа: [сылка более недоступна} 4. Чугунов И., Самошкина А. Теоретико-методологические основы совершенствования программно-целевого метода планирования расходов бюджета / И. Чугунов, А. Самошкина // Финансы Украины. – 2004. - №9. – С.37-41. 5. Нехайчук Ю. С. Программно-целевой медод и его внедрение [Электронный ресурс] / Ю. С. Нехайчук – Режим доступа: [сылка более недоступна} 6. Васильева Н. В. Роль программно-целевых методов управления на современном этапе социально-экономического развития страны [Электронный ресурс] / Н. В. Васильева – Режим доступа: [сылка более недоступна} 7. Павлюк К. Оценка выполнения бюджетных программ: результативные показатели / К. Павлюк // Финансы Украины. – 2005. - №5. – С.70-77. |