Каталог статей |
Османова Р. Н. Трансфертное ценообразование в банковской деятельностиАктуальность. К проблеме трансфертного ценообразования в последнее время наблюдается всё больший интерес в отечественной научно - практической литературе. Это обусловлено распространением использования данной категории с целью повышения эффективности своей деятельности среди крупных компаний, что и обуславливает актуальность выбранной темы исследования.Целью данного исследования является теоретическое исследование явления трансфертного ценообразования. Изложение основного материала. Явление трансфертной цены впервые стало использоваться в промышленных фирмах США, Западной Европы в 20-30 гг. XXв. Первой компанией, которая использовала данную методику, была американская автомобильная компания «Дженерал моторс» [1, С. 45]. Основным рекомендательно-методическим международным документом в области налогового регулирования трансфертного ценообразования является Руководство Организации по экономическому сотрудничеству и развитию(ОЭСР) 1995 года «О трансфертном ценообразовании для транснациональных корпораций и налоговых органов» Трансфертное ценообразование относится к достаточной важной и сложной области управления доходностью. Трансфертная цена — это цена, которая обслуживает внутренние операции между структурными подразделами ТНК в разных странах, т.е. это цена, которая используется внутри корпорации при расчетах между ее самостоятельными подразделами; цена продажи товарно-материальных запасов между взаимосвязанными подразделами ТНК. Установление трансфертных цен — это важный механизм пересказывания денежных средств между отделениями многонациональной корпорации. Этот метод предусматривает установление фиксированных цен при операциях между компаниями. Процесс введения в банке трансфертного ценообразования включает два блока: • расчет себестоимости внутренних финансовых ресурсов, установление цены при их переводе из одного подразделения в другое; • определение системы взаимодействия привлекающих и размещающих ресурсы подразделений [2]. О. Барановский утверждает, что трансфертное ценообразование - ключевой элемент системы управленческого учета банковской организации, на котором базируются системы оценки работы подразделений. Внедрение трансфертного ценообразования позволяет банку получить объективную картину распределения процентной маржи по всем операциям. О. Барановский утверждает, что механизм трансфертных цен дает руководству банка возможность делать обоснованные выводы о результатах работы подразделений, доходности продуктов и прибыльности клиентов, что позволяет учитывать не только прямые доходы и расходы, но и стоимость привлечения (размещения) финансовых ресурсов [3]. Трансфертное ценообразование в отечественных банковских учреждениях имеет свои предпосылки. Среди них: активное вхождение на национальный рынок международных банковских учреждений, разработка и использование более современный системы управленческого учета, увеличение масштабов национальных банковских институтов, например через процесс «сливания» [2, с. 50]. Таким образом, предпосылки и особенности методического использования трансфертного ценообразования возникают на базе финансово - кредитных институтов. Использование трансфертного ценообразования позволит банку решить ряд важных заданий: от справедливой финансовой оценки его подразделений до отслеживания эффективности всего спектра банковских продуктов. При эффективном использовании трансфертного ценообразования оно может стать универсальным инструментом построения эффективной системы внутреннего финансового менеджмента банковского учреждения.
Список используемых источников: 1. Макаренко М. И. Трансфертное ценообразование: концептуальные основы и значения для банковских учреждений / М. И Макаренко, Т. Г. Савченко // Актуальные проблемы экономики. –2006. – № 4. – С. 58. 2. Трансфертное ценообразование [Электронный ресурс]. – Режим доступа : [сылка более недоступна} 3. Заикин А. А. Философия трансфертного ценообразования / А.А. Заикин // Сибирская Финансовая Школа. –2006. – № 2. – С. 62.
|