Каталог статей | ||||||||||||||||||||||||||||||
Александровская В.В., Угненко М. А. Служба внутеннего аудита: достоинства и недостаткиВ условиях рыночной экономики возрастает потребность в достоверной учетной и отчетной информации о деятельности хозяйствующих субъектов. Эта информация необходима как внутренним ее пользователям, так и внешним. Достоверность информации обеспечивается экономическим контролем.В предприятиях среднего и малого бизнеса наиболее часто используется структурно-функциональная форма системы внутреннего контроля (СВК). Ее преимущество перед системой внутреннего аудита (СВА) в меньшей затратности. Эта форма внутреннего контроля предусматривает разработку специалистами хозяйствующего субъекта, как правило, совместно с внешними аудиторами или консультантами комплекса нормативных документов, регламентирующих порядок взаимодействия его структурных единиц и руководителей в части проведения внутреннего контроля, оформления его результатов, а также подготовки рекомендаций по устранению выявленных недостатков и осуществление последующего контроля над их устранением. Недостаток этой формы в том, что она недостаточно эффективна на стадии формирования планов проверок и последующего контроля над устранением выявленных недостатков [2]. Предназначение ревизионной комиссии установлено законом РФ № 208-ФЗ «Об акционерных обществах». Контрольно-ревизионная служба предназна-чена, в основном, для последующего внутреннего контроля сохранности товарно-материальных ценностей, выполнения решений и распоряжений руководства хозяйствующего субъекта. Она, как правило, не занимается предварительным и текущим внутренним контролем. При этом необходимо подчеркнуть, что, несмотря на существенные отличия направлений деятельности внутренних аудиторов от работы внутренних контролеров-ревизоров по выполняемым функциональным обязанностям, внутренний аудит не отменяет, а дополняет ревизию, что подтверждается сведениями, приведенными в таблице 1. Анализ представленной таблицы позволяет отметить, что наличие у хозяйствующего субъекта СВА и контрольно-ревизионной службы может быть весьма эффективно при правильной координации их действий [1].
Таблица 1 – Анализ функций различных служб контроля
Продолжение таблицы 1
Разнообразие организационных форм внутреннего контроля обусловлено: · решением различных задач, поставленных перед ними (основной задачей ревизионной комиссии является контроль наличия и сохранности активов, а задачами внутреннего аудита – обеспечение менеджмента организации достоверной и полной бизнес-информацией, ее анализ, в отдельных случаях – обоснование управленческих решений); · различным характером зависимости (ревизионная комиссия обслуживает, прежде всего, интересы собственников, а отдел внутреннего аудита – интересы высшего звена управления); · различием организации работы (внутренний аудит – самостоятельная деятельность, а остальные формы внутрихозяйственного контроля – деятельность, осуществляемая наряду с выполнением основных обязанностей). Все формы реализации внутрихозяйственного контроля представляют собой совокупность тех или иных приемов и способов контроля. Несмотря на то, что одни и те же процедуры контроля могут применяться в ходе реализации различных форм внутрихозяйственного контроля, объем и объекты их применения будут различны. Так, инвентаризация для целей ревизии должна проводиться сплошным методом по всем товароматериальным ценностям, тогда как инвентаризация для целей внутреннего аудита может проходить выборочно, а для служебного расследования она ограничена видом товарно-материальных ценностей или материально-ответственными лицами. Каждому органу внутрихозяйственного контроля (ревизионная комиссия, отдел внутреннего аудита, наблюдательный совет и др.) соответствует одна или несколько форм его реализации. Например, ревизионная комиссия может осуществлять внутрихозяйственный контроль в виде ревизии, контроля качества, служебного расследования. Отделу внутреннего аудита помимо непосредственно внутренних аудиторских процедур может быть также вменено в обязанность проведение ревизии, производственного контроля, служебного расследования. Однако исследование форм организации и реализации внутрихозяйственного контроля показывает, что существуют формы реализации, которые предполагают свое исполнение только определенным составом субъектов контроля. Так, внутрихозяйственный контроль, реализуемый службами и отделами экономического субъекта в виде самоконтроля, не может исполняться другими органами внутрихозяйственного контроля. Например, двойная запись в бухгалтерии – элемент самоконтроля, выполнение которого методологически не может быть передано никому. Неотъемлемым элементом системы внутрихозяйственного контроля являются средства контроля, т.е. элементы представления и накопления контрольной информации, позволяющей однозначно интерпретировать факты хозяйственной жизни экономического субъекта. К ним относят документирование и документооборот, нормирование, внутрифирменное правовое регулирование, система должностных инструкций и т.д. Различные формы внутрихозяйственного контроля активно влияют на структуру и объем средств внутреннего контроля. Этот процесс представлен прямой и обратной связью. При реализации прямой связи формы внутреннего контроля (внутренний аудит, ревизия и т.д.) влияют на состав и объем средств внутреннего контроля. В свою очередь средства внутреннего контроля в качестве реализации обратной связи несут поток контрольной информации, являясь ее источником [3]. Подводя итог, можно отметить, что в российской экономике действуют экономические факторы, стимулирующие развитие внутреннего аудита и контроля. Наличие той или иной формы внутрихозяйственного контроля в хозяйствующем субъекте является важным условием для обеспечения его эффективной деятельности. Элементы средств внутреннего контроля присутствуют в работе всех служб и отделов экономического субъекта. Весьма перспективным является сочетание СВА со структурно-функциональной формой внутреннего контроля. Такой гибрид весьма полезен с точки зрения экономии затрат при обеспечении достаточно высокой степени эффективности СВК, поскольку небольшая СВА играет роль разработчика, организатора и методолога контрольной работы, проводимой, в основном, силами внутренних контролеров. В этом случае СВА будет осуществлять следующие организационные функции: · выбор объектов проверки и их предварительное изучение; · разработка общих планов и программ проведения проверки; · формирование команды проверяющих из внутренних аудиторов и внутренних контролеров; · согласование направления и цели проверки с ее заказчиком; · подготовка заключительных материалов по результатам проверки; · составление плана последующего контроля над устранением выявленных недостатков и проверка хода его выполнения, информирования об этом заказчика.
Список использованной литературы: 1. Российская Федерация. Законы. Об акционерных обществах: Федеральный закон от 26.12.1995 г. № 208-ФЗ (в ред. от 30.11.2011 г. № 346-ФЗ) // Консультант Плюс. [сылка более недоступна} 2. Михайленко В.Б. Создание и реформирование службы внутреннего контроля // Охранная деятельность. [Электронный ресурс]: Режим доступа: [сылка более недоступна} (12.05.2012) 3. Соколов Б.Н. Внутренний контроль и аудит на российских предприятиях // GAAP.ru [Электронный ресурс]: Режим доступа: [сылка более недоступна} | ||||||||||||||||||||||||||||||