Каталог статей |
Ляшенко А.С. Потребитель - центральная фигура рыночных отношенийВ настоящее время все больше весомым фактором является мнение потребителей: ориентация на конечную цель деятельности – удовлетворение спроса – заложено в основу всей производственной сферы. От степени удовлетворенности зависит прибыль производителей, а следовательно, и целесообразность ведения экономических отношений в жестких условиях рынка.Со становлением рыночных отношений украинский рынок потребительских товаров стал достаточно насыщенным. Наряду с высококачественными товарами отечественных и зарубежных производителей, на рынке присутствует значительное количество фальсифицированной и низкокачественной продукции. Преследуя только свои коммерческие интересы, некоторые операторы ввозят в страну товары низкого качества, а иногда приносящие вред потребителям. Поэтому отечественный рынок продовольственных товаров нуждается в правовой защите на государственном уровне. До сих пор в нашем государстве не создано справедливых условий хозяйствования для отечественного производителя, импортера, продавца и, как результат, - рынок Украины почти на 60% заполнен товарами импортного и теневого производства, которые дешевле легальных товаров [2, с.18] . Открытая зона для сбыта контрабандной и теневой продукции – это «дыра» в экономике страны, через которую уходят необлагаемые налогами огромные денежные средства, развивая промышленность других стран. Усилению правовой защищенности населения способствует принятие Закона Украины «О защите прав потребителя» [1, c.1-48] и других законодательных актов. Однако принятие закона еще не означает реального улучшения в области защиты прав потребителей. Ведь закон – это только набор изложенных на бумагу правовых норм, а начинает он действовать только при условии существования надежного механизма его функционирования. Это одно из важнейших направлений при решении проблем защиты прав потребителей, которое требует тщательной разработки в нашей стране. Для выяснения информированности потребителей о знании своих прав и юридическом их закреплении нами было поведено социологическое исследование. Всего было опрошено 100 человек. Согласно проведенному опросу, 100% опрошенных считают, что в Украине права потребителей должны быть защищены в законодательном порядке и на государственном уровне, и только 72% имеют представление о существовании Закона Украины «О защите прав потребителя». У 88% респондентов на протяжении последних 12 месяцев были нарушены права как потребителя, а обратились за помощью в соответствующие органы лишь 21%, из них 30% высказали свои претензии продавцу или администратору , 49% - смирились с происшедшим как с фактом. Что же касается групп товаров, которые оказались не доброкачественными, были получены вот такие результаты: 62 человека из 100 сказали, что такой группой в их случае оказались продукты питания, 41 – обувь, 13 – цветные трикотажные изделия, 11- парфюмерно–косметические изделия, 7 – быттехника, 3 – ткани, 1 – мебель. Представленные результаты подтверждают, что больше всего случаев нарушения прав встречается в сфере продовольственных товаров [3, с. 88] . По данным Главного Донецкого областного управления по делам защиты прав потребителей при проверке 96 предприятий общественного питания, на каждом было выявлено более 8 нарушений. Были зафиксированы реализация продукции с истекшим сроком годности, а также ассортимент блюд в некоторых кафе вовсе не соответствует ни ранее утвержденному ассортименту в местной санстанции, ни соответствию типу и классу предприятия. За 2008 год рассмотрено более 150 обращений и жалоб граждан, связанных с организацией обслуживания населения и защитой прав потребителей. По 125 обращениям приняты решения в пользу потребителей. Более 20 заявителем отказана помощь при возврате некачественных товаров, а 40 гражданам были представлены консультации [5, с. 2]. Эта работа оказывает позитивное влияние на потребительский рынок города, стимулирует субъектами предпринимательской деятельности действующих нормативных актов, а также обеспечивает защиту интересов потребителей. С целью повышения осведомленности потребителей о знании своих прав и возможностей их реализации необходимо ввести более глубокое изучение основных законодательных актов в этой области в системе профессионального образования всех профилей и для массового потребителя в печати, рекламе. На территорию коммерческих рынков, в торговых организациях должны быть представлены на видном месте положения из Закона Украины «О защите прав потребителей» и «Правила торговли», а также адреса и телефоны вышестоящих и контролирующих организаций. Все это будет способствовать защите потребителя, который является одним из самых главных механизмов существования и развития экономических отношений любого государства. Список использованных источников: 1. Закон України про захист прав споживачів, станом на 15 червня 2007р./ Верховна Рада України. ПП «ІГВІНІ». – 2007. – 48с. 2. Звєрєва О.В. Правова регламентація торговельної діяльності: навч.посіб.для студ.вищ.навч.закл. К.: Центр навчальної літератури.-2006.-144с. 3. «Законодавство України про захист прав споживачів». // Право і практика. – 2007. - №12. – с.1-252. 4. «Законодавство України про захист прав споживачів». // Право і практика. – 2008. - №8. – с.1-312. 5. Кондоская О. «Потребитель теперь не всегда прав, но защитить свои интересы может». //Акцент.- 2006.- №63.-с.2
|