Каталог статей

Есиркепова А.М., Алиева Ж.Т., Токаева А.

Проблемы развития инновационной деятельности в ЮКО и пути их преодоления

В государственной программе по форсированному индустриально-инновационному развитию Республики Казахстан на 2010-2014 гг. ключевыми индикаторами инновационной деятельности регионов обозначено: «рост доли инновационно -активных предприятий до 10% от числа действующих предприятий к 2015 г. и до 20% - к 2020 г.» [1].

В настоящее время Южно-Казахстанская область  не является инновационно-технологическим центром юга республики, она не имеет значимых центров технологического превосходства как ни в одном из растущих новых секторов экономики, так и ни в каком либо из традиционных индустриальных секторов. Уровень активности в области инноваций   по итогам  2010г. -3,4 % (26 предприятий).

Причины  низкой инновационой активности  в промышленности заключаются в следующем:

- отсутствие необходимости в нововведениях  из-за внедрения более ранних инноваций -93,4%;

- отсутствие рыночного  спроса -1,8%;

- нехватка капитала -0,6%.

В 2010 году объем продукции и оказанных услуг инновационного характера в ЮКО составил 4859,9 млн.тг. Из них продукция вновь внедренная или подвергшаяся незначительным технологически изменениям составила 4727,2 млн.тг. (97,3%) и продукция, подвергшаяся усовершенствованию – 132,7 млн.тг (2,7%). Капитальные и текущие затраты на технологические инновации составили 9262,7 млн.тг. Наибольшую долю в них занимают  расходы на приобретение новых технологий – 6419,8 млн.тг. (69,3%), затем - по мере убывания: расходы на приобретение машин и оборудования, связанных с технологическими инновациями - 2353,7млн.тг. (25,4%),расходы на   исследования и разработку новых продуктов, услуг и методов их производства – 434,1 млн.тг. (4,7%).

За анализируемый период объем производства инновационной продукции составил 5158,1 млн тг., из которых на экспорт отправлено 118,0 млн.тг. (2,3%).

В общем объеме научно-технических работ доля фундаментальных исследований составила 14,6%, прикладных – 58,2%, проектно-конструкторских работ – 18,6%, изготовление опытных образцов – 3,3% и научно-технических услуг – 3% [2].

Развитие инноваций в  промышленности региона видится через активизацию деятельности Технопарка, сервисной организации, обеспечивающей предоставление необходимой поддержки для активизации инновационных процессов, образования и успешного развития наукоемких и высокотехнологичных компаний.

Участие Технопарка в развитии отраслей промышленности ЮКО  видится в следующем:

- прямое проектное финансирование;

- венчурное финансирование;

-гранты на выполнение опытно-конструкторских работ, на патентование объекта, на подготовку ТЭО; ФЭО и ПСД;

- приобретение инновационных технологий;

- технологическое бизнес-инкубирование;

- содействие трансферту технологий;

- технологические соглашения.

Технологическое отставание в области новых технологий прогнозируется минимизировать  путем франчайзинга успешных производств.

Приход в регион крупных мировых производителей будет сопровождаться технологическим прогрессом в сопутствующих отраслях промышленности. Области нужны их технологии, знания и опыт для модернизации промышленности ЮКО. Мониторинг инновации и патентов в общереспубликанском масштабе будет выявлять перспективные инновации и технологии для применения в промышленности. 

Основной проблемой развития инновационного потенциала региона является отсутствие квалифицированных кадров, в совершенстве владеющих вопросами управления инновационными проектами, разбирающиеся в патентно-лицензионной деятельности, охране интеллектуальной собственности и прочим компонентам, необходимым для коммерческого использования инноваций.

Важными направлениями развития инновационного предпринимательства на ближайшую перспективу станет создание системы подготовки и переподготовки кадров в области инновационного предпринимательства, включающей в себя как вузовское, так и послевузовское обучение, в том числе и за рубежом, а также, кратковременные курсы, семинары, круглые столы для повышения квалификации уже действующих менеджеров с участием государства в финансировании таких программ.

Выделяются следующие основные проблемы, нерешенность которых негативно влияет на развитие инновационного потенциала области:

незавершенность большинства научных разработок технологий и продуктов с целью их выноса на рынок для востребованности потребителями. Это резко снижает ценность предлагаемых технологий (или продуктов) в глазах потенциальных партнеров;

отсутствие современных механизмов внедрения технологических нововведений и выведения их на рынок. В рыночных условиях механизм освоения нововведений неразрывно связан с малым инновационным бизнесом, для которого характерен высокий риск, но и высокая отдача в случае успеха. В развитых экономиках существует особый сектор народного хозяйства, обеспечивающий необходимые условия (инфраструктуру) для развития малого инновационного предпринимательства;

отсутствие развитых инфраструктурных элементов содействия инновационным проектам, таких как технологические парки и специализированные бизнес-инкубаторы, сеть фондов рискового финансирования (венчурных фондов), специальные финансовые механизмы поддержки фирм на этапе их быстрого роста, сертифицированные оценщики фирм и интеллектуальной собственности и др.;

отсутствие на внутреннем рынке платежеспособного спроса на передовые технологии и промышленные нововведения. Наука и научно-техническая деятельность относятся к сфере услуг и эти услуги должны быть востребованы рынком. К сожалению, отечественный рынок научных услуг и наукоемкой продукции в настоящее время очень мал. Большинство предприятий не могут позволить себе "покупать" услуги науки.

Первоочередные меры поддержки развития инновационного предпринимательства в ЮКО следующие:

1) долевое участие государства в реализации проектов по развитию отраслевой инновационной инфраструктуры;

2) создание и развитие свободных экономический зон, промышленно-производственных (на территории не более 10 кв.км.) и технико-внедренческих (на территории не более 1 кв. км);

3) развитие инструментов венчурного финансирования  и фондового рынка в сфере высоких технологий;

4) создание системы государственных гарантий для инвестиционных проектов направленных на совершенствование инновационной инфраструктуры и освоение новой наукоемкой продукции в промышленном производстве;

5) финансирование комплексных проектов, заканчивающихся фактической передачей инноваций в промышленное производство, и обеспечивающих формирование новых рынков и брендов отечественной наукоемкой продукции, с ни менее чем пятикратным увеличением объемов выпуска в отраслевом сегменте по отношению к запрашиваемым инвестициям. Подобные проекты, преимущественно должны предусматривать совместное участие в них инновационных компаний, промышленных  предприятий, НИИ и ВУЗов, что обеспечивает формирование новых сетей взаимодействия в кластере и способствует рыночно ориентированной интеграции науки, образования и производства;

6) финансирование проектов, направленных на повышение информированной прозрачности, включая проекты направленные на создание единых корпоративных информационных порталов, обеспечивающих простую систему информационного взаимодействия между субъектами и способствующих установлению новых кооперационных связей;

7) создание системы информационной поддержки участия малых инновационных компаний в реализации государственных заказов и заказов крупных промышленных объединений и предприятий.

Литература:

1. Государственная программа по форсированному индустриально-инновационному развитию Республики Казахстан на 2010—2014 гг., Астана, 2010 г.

2. Краткий сборник ЮКО. - Статистический сборник / Под редакцией А. Абилдабекова. – Шымкент, 2012. – 141 с.