Каталог статей |
Укубасова Галия Сагандыковна Маркетинговый подход к оценке конкурентоспособности выпускаемой продукцииМаркетинговый подход к оценке конкурентоспособности выпускаемой продукции включает определение показателей рыночной ситуации, конкурентной ситуации и изменения рыночной ситуации [1].К показателям рыночной ситуации относятся: - индекс роста объемов продаж; - уровень реализации продукции; - эффективность маркетинга и др. Индекс роста объема продаж:
где и
Показатель объема продаж может быть как в стоимостном, так и в натуральном выражении. Уровень реализации продукции: , где
Этот показатель является индикатором для выбора дальнейшей стратегии предприятия. Если уровень реализации R=1 (или приближается к 1), следует рассмотреть вопрос об увеличении выпускаемой продукции. Если же R>1 (причем значительно), это свидетельствует о неблагополучии и необходимости изменения стратегии предприятия по продвижению продукции на рынок, например увеличения спроса на свою продукцию с помощью рекламы и других маркетинговых методов, требующих затрат, или улучшения качества выпускаемой продукции. Эффективность маркетинговых мероприятий определяется по увеличению товарооборота (по данным торговых предприятий) после маркетинговых мероприятий и экономического эффекта от маркетинга. Дополнительный товарооборот под воздействием маркетинговых мероприятий ( , где
Эффективность маркетинга можно определить по формуле[1]: , где
На основе приведенной формулы полученный эффект от проведения маркетинговых мероприятий сопоставляется с затратами на его осуществление. Эффективность затрат на маркетинговые мероприятия более точно характеризует рентабельность маркетинга, которую рассчитывают по формуле: , где П — прибыль, полученная от маркетинговых мероприятий по конкретному товару, тенге; U — затраты на маркетинг конкретного товара, тенге.
К показателям конкурентной ситуации относятся:
Доля, занимаемая на рынке:
где Относительная доля рынка: где
Рассмотрим показатели изменения рыночной ситуации. С помощью показателей рыночной ситуации можно оценить, как будут в дальнейшем складываться позиции предприятия на рынке. В условиях насыщенности рынка (а это наиболее типичная ситуация для сформировавшихся рынков) между конкурирующими предприятиями идет активная борьба за потребителя, в результате которой происходит распределение общего спроса и определяется объем продаж каждого из конкурентов [2]. Если на рынке отсутствует лидирующее предприятие, общий спрос (Д) распределяется пропорционально занимаемой предприятием доле рынка (Д'), т. е. Д' = СД.
Если на рынке присутствует лидирующее предприятие с активной политикой стимулирования сбыта, распределение общего спроса на рынке может быть выражено следующим соотношением:
Д"=(С/ЭК)Д, где ЭК— индекс прямой
экспансии лидирующего предприятия (создание сети продаж, промоакции и т.д.),
который может быть определен как индекс доли рынка этого предприятия в
отчетном ( По результатам оценки конкурентоспособности продукции могут быть приняты решения по изменению:
Литература:
1. Мотышина М.С. Методы и модели маркетинговых исследований. – СПб.: Издательство СПБУЭФ. 2006. 2. Светуньков С.Г. Методы маркетинговых исследований. – СПб.: Издательство ДНК, 2003.
|