Каталог статей |
Астапова И.О. Роль кейнсианской теории в инвестиционной политике УкраиныЭкономическое развитие Украины, эффективное функционирование её хозяйственного комплекса и рост жизненного уровня населения зависят от того, насколько рационально используется экономический потенциал. При этом должны быть оптимально задействованы регулирующие механизмы государства и рынка. В современных условиях актуальным является рассмотрение постулатов теории кейнсианства, как эффективных методов в преодолении кризисных явлений в экономике.Кейнсианство является одним из ведущих направлений современной западной экономической теории. В теоретическом плане наиболее существенной чертой концепции Дж. М. Кейнса было признание кризисов как органически присущих капиталистической экономике явлений и неспособности экономики к саморегулированию. Несмотря на то, что кейнсианство подверглось критике со стороны монетаристов в 70-х годах XX века, его роль была столь велика, что экономисты говорили о «кейнсианской революции». Это объяснялось тем, что в условиях формирования государственно-монополистического капитализма и первых попыток антикризисного регулирования теория Дж.М. Кейнса пришлась очень кстати. Актуальность основных направлений теории Дж. М. Кейнса сохраняется и по сегодняшний день. В условиях многочисленных кризисных явлений в украинской экономике возникает вопрос о совершенствовании государственной экономической политики, которая бы стимулировала эффективное развитие продуктивных сил, рациональное использование природного, производственного и трудового потенциалов и повышение уровня жизни населения. Государственное регулирование должно быть направлено на стимулирование инвестиционной деятельности, создание правовой базы функционирования рынков, а также инфраструктуры с целью оптимального перераспределения средств и эффективного функционирования экономики. Современное государственное регулирование во многом базируется на теории Дж. М. Кейнса. По мнению Дж. М. Кейнса , не предложение порождает спрос , а спрос порождает предложение. Спрос, равный предложению, независимо от степени занятости, он называет «эффективным спросом». Основную суть «общей теории занятости» можно охарактеризовать следующим образом: равновесный уровень занятости зависит от: функции совокупного предложения, склонности к потреблению, объёма инвестиций. «…Равновесный уровень занятости, т.е. тот уровень, при котором у предпринимателей в целом нет стремления ни расширять, ни сокращать занятость, будет зависеть от величины текущих инвестиций. В свою очередь величина текущих инвестиций зависит от того, что мы будем называть побуждением инвестировать, а побуждение инвестировать в свою очередь зависит от отношения между графиком предельной эффективности капитала и комплексом норм процента по займам с разными сроками погашения и разной степенью риска»[ 2]. Склонность человека к личному потреблению - величина достаточно устойчивая и стабильная. «Предельная склонность потребления», т.е. прирост доли потребления в растущем доходе, постепенно уменьшается, что Дж. М. Кейнс считает «основным психологическим законом». Осуществление инвестиций означает для предпринимателя вложение капитала в производство. Альтернативой для него является капитал в ликвидной (денежной) форме. В первом случае он получает прибыль, во втором – процент. Величина инвестиций, по мнению Кейнса, зависит от соотношения этих величин. При этом стремление «предпочтения ликвидности» может меняться в зависимости от экономической конъюнктуры и является, как считает Кейнс, чисто психологическим. Уровень занятости, при котором прибыль предпринимателя максимальна, зависит от соотношений между потреблением и инвестициями. «Ожидание роста превышения инвестиций над сбережениями при прежнем уровне занятости и производства породят у предпринимателей заинтересованность в повышении занятости и увеличении выпуска продукции»[ 2]. Сумма денег, которую люди предпочитают хранить у себя, связана со стоимостью товаров и ценных бумаг, которые являются альтернативой вложения средств. Основное положение денежной теории Дж. М. Кейнса состоит в том, что доходы и цены товаров будут неизбежно меняться до тех пор, пока совокупная сумма денег, которые люди предпочитают держать при установившемся новом уровне доходов и цен, не выравнивается с суммой денег, созданной банковской системой. «Приращение инвестиций не может иметь места, если участники экономического процесса не готовы увеличить свои сбережения. Стремление населения потребить часть своих возросших доходов будет стимулировать расширение производства до тех пор, пока новый уровень доходов не обеспечит возможностей для накопления из текущих доходов сбережений, величина которых соответствует увеличивавшимся размерам инвестиций»[ 2]. Общее равновесие достигается при равенстве сбережений и инвестиций. Поскольку совокупный доход в каждый данный момент – величина более-менее стабильная и не может быстро реагировать на экономическую ситуацию, а ставка процента наоборот, очень гибкая, то их соответствие - явление больше случайное, чем закономерное. Следовательно, равновесие сбережений и инвестиций в силу самих рыночных законов неустойчивое, а поэтому необходимо вмешательство государства для поддержания общего равновесия. «Специфические методы финансирования государственных мероприятий и увеличение суммы активно используемых денежных остатков, сопровождающие расширение занятости и связанный с этим рост цен, могут вызвать повышение нормы процента и тем самым оказать неблагоприятное влияние на процессы инвестирования в других сферах, если только органы, регулирующие денежное обращение, не предусмотрят соответствующих мероприятий»[2]. Вместе с тем, по мнению Дж. М. Кейнса, необходимо уменьшение нормы процента, чтобы поддержать предельную эффективность использования капитальных благ частными инвесторами. Государственное регулирование в конечном итоге связано с регулированием совокупного спроса, с воздействием на величину расходов, осуществляемых экономическими субъектами. «Любопытно, что здравый смысл, пытаясь вырваться из пут нелепых теоретических заключений, склонялся к тому, чтобы предпочесть полностью непроизводительные доходы, финансируемые с помощью займов, частично непроизводительным расходам»[2]. По мнению Дж. М. Кейнса, наблюдающаяся во время кризисов тенденция к росту цены на золото помогает конечному восстановлению хозяйственной активности. Дж. М. Кейнс указывает на саму добычу золота как на удобную форму инвестиций и приводит две основные причины этого. Во-первых, добыча золота привлекательна с точки зрения спекулятивных операций и решения насчёт такой добычи меньше зависят от нормы процента. Во-вторых, рост запаса золота как результат этой деятельности не влияет на уменьшение его предельной полезности. Таким образом, побуждение к инвестированию зависит отчасти от графика инвестиционного спроса и отчасти от нормы процента. Важнейшим условием решения экономических и социальных задач, стоящих перед постсоветскими странами, и в первую очередь задачи модернизации экономики, является значительное увеличение инвестиций, как внутренних, так и внешних. Специалисты считают, что для увеличения ВВП на 7-8% ежегодно рост инвестиций в основной капитал должен составлять не менее 14-18%. Согласно данным Государственного комитета статистики Украины ВВП за период с 2004-2008 год рос в среднем на 29 % в год [2]. В тоже время инвестиции в основной капитал росли в среднем на 36 % в год[3]. ВВП в первом квартале 2009 года по сравнению с соответствующим периодом 2008 года уменьшился на 29,6%, а инвестиции в основной капитал за счёт средств государственного бюджета уменьшились на 32,3%[8] . Объём инвестиций в основной капитал со стороны государства сократился на 32,3%. В связи с тем, что инвестиции в основной капитал стимулируют рост ВВП, их сокращение заметно повлияет на дальнейший экономический рост. Таким образом, стимулирование спроса с помощью увеличения внутренних инвестиций, а также государственных закупок поможет вывести экономику Украины из кризиса. Однако следует иметь в виду, что слишком долгое стимулирование спроса со стороны государства может привести к увеличению инфляции. Поэтому методы государственного регулирования должны применяться там, где есть острая необходимость. В противном случае, вмешательство государства в экономику приведёт к деформации рыночного механизма. Государство должно создать благоприятные условия для привлечения инвестиций, в частности способствовать развитию инфраструктуры финансового рынка. В связи с наличием у одних субъектов свободных денежных ресурсов, а у других – потребности в них, возникает необходимость перераспределительного механизма, финансового посредничества. Состояние экономики в значительной мере определяется эффективностью перелива средств от тех, кто имеет сбережения, к тем, у кого в данный момент имеется необходимость в капитале. Уже давно во всём мире, а теперь и в Украине, происходит процесс увеличения роли ценных бумаг на финансовом рынке и в хозяйственной жизни страны. Этот процесс называется секьюритизацией. Фондовый рынок позволяет капиталам уходить из застойных или недостаточно прибыльных отраслей и стекаться в наиболее перспективные секторы экономики. Рынок ценных бумаг в отличие от других организованных рынков обычно является одним из наиболее жёстко регулируемых и регламентируемых государственными органами рынком. Согласно теории Дж. М. Кейнса государство должно содействовать повышению экономической активности населения, привлечению инвестиций в реальный сектор экономики и расширению производства. Учитывая это, на современном этапе развития финансовой системы Украины приоритетными заданиями государственных органов являются создание системы эффективного регулирования рынка с целью защиты прав инвесторов, обеспечения информационной прозрачности финансового рынка. К тому же ориентиром государственной финансовой политики становится создание условий для привлечения в качестве инвесторов большего круга физических лиц, а тем самым предоставление населению возможности вкладывать свои сбережения в ценные бумаги, а также товары отечественных производителей. Только в этом случае функционирование национального рынка будет эффективным. Реализация национальных интересов Украины тесно связана с существованием надёжного, прозрачного и эффективно работающего фондового рынка, поскольку именно фиктивный капитал участвует в создании прибылей, в переливе реального капитала и перераспределении реальных прибылей. Необходима система стимулирования инвесторов на реинвестирование доходов, которая должна найти своё отображение в государственной фискальной, финансовой и монетарной политике. В результате проведённого исследования можно сделать вывод о том, что преодоление кризисных явлений в экономике Украины невозможно без эффективного государственного регулирования, которое должно содействовать инвестиционной активности населения, поддерживать конкурентоспособность украинского рынка. В перспективе методы кейнсианской теории должны найти своё отображение в построении государственной политики, в том числе, должен быть обеспечен взвешенный государственный протекционизм для национальных институтов финансового рынка. Государство должно создать равные возможности для участников рынка на условиях добросовестной конкуренции. ЛИТЕРАТУРА
1. Белоусов В. М., Ершова Т. В. История экономических учений: Учебное пособие. Ростов н/Д: изд-во «Феникс»,1999. – 544 с. 2. ВВП за категоріями кінцевого використання[Електронний ресурс]. – Електрон. текстові дані (981 байт). – Режим доступу: <[сылка более недоступна} gov.ua/>. 3. Інвестиції в основний капітал за джерелами фінансування[Електронний ресурс]. – Електрон. текстові дані (981 байт). – Режим доступу: <[сылка более недоступна} www.ukrstat.gov.ua/>. 4. Дж. М. Кейнс. Общая теория занятости, процента и денег [Электронный ресурс]. – Электрон. текстовые данные (1 409 631 байт). – Режим доступа: <http: // institutiones.com/download/books/863-teo9riya-zanyatosti-procenta-i-deneg.php>. – Экономический портал. 5. Задоя А.А.., Петруня Ю.Е. Макроэкономика: Учебник. – К.: Изд-во «Знання», КОО, 2004. – 368 с. – (Высшее образование XXI века). 6. Кравченко Ю.Я. Фондовый рынок: Учебное пособие. – К.: Дакор, КНТ, 2008. – 733 с. 7. Лишиленко В. І. Розміщення продуктивних сил і регіональна економіка: Навчальний посібник. – К.: Центр навчальної літератури,2006. – 325 с. 8. Показники виконання Зведеного бюджету України за I півріччя 2009 року[Електронний ресурс]. – Електрон. текстові дані (131 400 байт). – Режим доступу:< [сылка более недоступна} IIkv-2009%20Sayt%20MFU.pdf>.
|