Каталог статей

Гапченко Я.В.

Пути повышения эффективности распределения прибыли на предприятии

Прибыль – наиболее простая и одновременно наиболее сложная категория рыночной экономики. Её простота определяется тем, что она является стержнем и главной движущей силой экономики рыночного типа, основным побудительным мотивом деятельности предпринимателей в этой экономике. В то же время её сложность определяется многообразием сущностных сторон, которые она отражает, а также многообразием обличий, в которых она выступает. Для успешного развития каждому предприятию необходимо разрабатывать эффективную политику распределения и потребления прибыли.

Цель данного исследования – определить возможные пути повышения эффективности распределения прибыли на предприятии.

В экономической науке и практике вопрос распределения и использования прибыли постоянно находится в центре внимания многих зарубежных и отечественных экономистов: Ансофф И., Бланк И. А., Сергеев И. В., Савицкая Г. В и др.

Сергеев И. В. отмечает, что сумма чистой прибыли зависит от установленных законодательством льгот и ставки налога на прибыль. После уплаты налога на прибыль в бюджет организации самостоятельно определяет направления использования прибыли, основная часть которой распределяется согласно учредительным документам и желанию собственников [ 3,108].

Однако, нельзя полагать, что планирование и формирование прибыли осталось исключительно в сфере интересов только предприятия. Не в меньшей мере в этом заинтересованы государство (бюджет), коммерческие банки, инвестиционные структуры, акционеры и т.д.

Наличие значительных отчислений в фонды потребления можно рассматривать как одну из характеристик избранной обществом стратегии в осуществлении финансовой деятельности.

Г. В. Савицкая считает, что в условиях неплатежеспособности организации данную часть использования прибыли предлагается рассматривать как потенциальный резерв собственных средств, которые при изменении соотношения в распределении прибыли между фондами потребления и накопления можно было бы направить на пополнение оборотных средств           [ 2, c. 341].

Фонд потребления является источником средств организации, зарезервированных для осуществления мероприятий по социальному развитию и материальному поощрению коллектива предприятия:

- безвозмездная материальная помощь на необходимые нужды работников;

- выдача беспроцентных ссуд;

- оплата медицинской помощи, медикаментов, путевок в места оздоровления и отдыха;

- оплата питания работников;

- оплата проезда работников к месту работы городским транспортом общего пользования, а также пригородными электричками и автобусами и др.

Фонд накопления является источником средств организации, аккумулирующим прибыль для создания нового имущества. Созданный фонд накопления показывает рост имущественного состояния предприятия, увеличение собственных средств.

Критерием для оценки правильности достигнутых пропорций между основными направлениями использования прибыли выступает их соответствие текущим и стратегическим заданиям развития предприятия и прежде всего достижением необходимого соотношения между накоплением и потреблением.

С целью анализа пропорций между направлениями использования прибыли может быть использована система коэффициентов, которая охватывает коэффициент капитализации прибыли, коэффициент резервирования прибыли, коэффициент потребления прибыли и др., сущность которых раскрывается в таблице 1 [ 1,c. 237].

По своему содержанию коэффициент резервирования прибыли дополняет показатель его капитализации. Он характеризует одно из направлений этого процесса. Аналогично коэффициенты выплаты прибыли участникам (собственникам) и участия предприятия в прибыли детализируют более общий коэффициент потребления прибыли. Для определения тенденций, которые сложились при использовании прибыли предприятием,  анализируют динамику значений этих коэффициентов за последние года.

Обеспечивая производственные, материальные и социальные потребности за счет чистой прибыли, предприятие стремится к установлению оптимального соотношения между фондом накопления и потребления с тем, чтобы учитывать условия рыночной конъюнктуры и вместе с тем стимулировать и поощрять результаты труда работников предприятия.

Таким образом, можно сказать, что руководству предприятий необходимо овладевать новыми методами распределения прибыли. Здесь должны учитываться интересы сразу нескольких сторон. Во-первых, государство заинтересовано как в создании условий, стимулирующих развитие производства, так и в реализации своих экономических функций, что обуславливает необходимость налогообложения, уменьшающего показатель прибыли на величину соответствующих налоговых отчислений.

В третьих, кредиторы и акционеры должны быть уверены в платежеспособности фирмы, возвратности предоставленных ссуд.

А само предприятие должно иметь возможность эффективно развиваться на основе самофинансирования.

Литература:

1. Грынив Б.В. Экономический анализ торговой деятельности. Науч. пособ. 2-е изд-во передел. и доп.- К.: Центр учебной литературы, 2012. – с. 392.

2. Савицкая Г.В. Экономический аналих деятельности предприятия: науч. пособ. 2-е изд-во передел. и доп.- К.: Знання, 2005. – с. 662.

3. Сергеев И.В. Экономика предприятия: Учеб. пособие. М.: Финансы и статистика, 2009. – с. 372.