Каталог статей

Копельчук С.Ю.

Согласование целей и ресурсов строительных программ

Значительное количество строительных программ в настоящее время в российской экономике выполняется при реализации государственного заказа. При этом важная роль отдается службе государственного заказчика, координирующего все оперативно-тактические задачи. При оценке устойчивости службы заказчика следует обращать внимание не только на такие используемые ресурсы, как PP - производственные, Fp - финансовые, LP - трудовые, MP – управленческие, IP – справочно-аналитические, но и ресурсы времени, так как расходование одного и того же количества ресурсов но на разном промежутке времени обуславливает различные последствия и эффективность.

В этой связи учеными, занимающимися развитием такой науки как тория систем [70], указывается, что система может быть оценена по таким укрупненным показателям как:

1) результативность (R) – характеризуется получаемым в результате целевым эффектом – результатом, ради которого функционирует система;

2) ресурсоемкость (Rs) – отражает ресурсы всех видов (PP, Fp, LP, MP, IP и др.);

3) оперативность (Op) – показывает расход времени, необходимый для достижения цели.

Для уточнения принципов устойчивого функционирования службы заказчика данные категории целесообразно сопоставить с совокупностью процессов, принадлежащих государственному заказчику при реализации государственных программ. От особенностей выполнения процессов государственного заказчика целесообразно формировать плановые документы вышестоящих служб.

При оценке уровня устойчивости службы заказчика можно сформировать и выделить следующие группы процессов, имеющих наиболее существенное значение.

Первая группа, процессы функционирования службы государственного заказчика.

Вторая группа, процессы организации научно-исследовательской работы.

Третья группа, процессы производства строительной продукции, работ, услуг.

Четвертая группа, процессы передачи в эксплуатацию строительной продукции, результатов работ, услуг.

Каждая группа находится во взаимосвязи с другой и если процессы одной группы не приводят к нарушению реализации процессов другой группы, система находится в устойчивом состоянии. В тоже время каждая группа может быть разделена на процессы, которые в свою очередь целесообразно декомпозировать по видам ресурсов, которые находятся в основе. Если добавить к этому декомпозицию процессов еще и во времени, то есть показать отдельные подпроцессы, выполняемые последовательно и которые в совокупности составляют единый процесс, тогда можно составить карту процесса, достаточно подробно раскрывающую содержание единой группы процесса.

Идентификация отклонений по выполняемым процессам свидетельствует о неустойчивом функционировании службы заказчика в общем, и ненадлежащем выполнении государственной программы в частности. А факт таких отклонений можно зафиксировать с помощью дополнительно разработанных методов, в частности, когда выполнение ряда процессов приводит к нарушению выполнения взаимосвязанных процессов.

В этой связи возникает вопрос, если устойчивость службы заказчика базируется на согласованности поставленных целей со стороны органа власти, выделенных для функционирования ресурсах и соответственно возможностях самого заказчика, тогда какие меры предпринимать при фиксации отклонений наблюдаемых параметров службы заказчика.

Оценка устойчивости службы заказчика производится заказчиком самостоятельно. При этом целью заказчика является принятие мер для ликвидации возникающих возмущений и если система, тем не менее, выходит из области устойчивости, следовательно, вмешательство органа власти является неизбежным.  Для принятия таких решений, или же решений на уровне службы заказчика следует объективно оценить степень вклада ресурсов в различные процессы и получаемые результаты.

При этом разрабатывая методический подход управления государственными программами в условиях согласования целей и ресурсов можно установить, что он будет содержать два логических блока.

Первый блок подразумевает выстраивание механизмов взаимодействия вышестоящих структур и службы заказчика при разработке плановых документов выполнения программы. Второй блок подразумевает реализацию механизмов актуализации плановых документов по граничным значениям плановых показателей.

В рамках первого блока определены параметры эффективности выполнения программы, оказывая воздействие на которые возможно повышение результативности деятельности службы заказчика.

При этом формирование и корректировка плановых документов требует наличия уточняющих оценок возможностей самого государственного заказчика, а именно степени устойчивости его функционирования при изменяющихся внешних и внутренний условиях деятельности. С этой целью, в рамках второго блока осуществляется выделение функциональных областей службы заказчика, декомпозиция их на процессы и подпроцессы и оценка с помощью статистических методов тенденций развития системы управления программой.

Разработка и анализ показателей устойчивости функционирования службы заказчика позволяет решить ряд следующих моментов:

1) определить граничные значения показателей индикативного плана органа власти, отражающих достижение согласованности целей и ресурсов органа власти и службы государственного заказчика при выполнении программы;

2) предложить конкретные меры повышения эффективности функционирования службы заказчика с воздействием на такие области как: устойчивость системы, помехоустойчивость системы, управляемость системы, достижение требуемого результата системы, самоорганизация системы. Оценка устойчивости службы заказчика служит основой для оценки факторов более высокого уровня, по мере перехода к которым возрастает участие органа власти через систему методов планирования.

3) дополнить результирующие данные по показателям обратной связи от службы заказчика в сторону органа власти конкретными факторами, приводящими к рассогласованности целей и ресурсов для их выполнения, обеспечивающими стабильность выполнения государственной программы.

Предложенные подходы оценки и управления государственными программами в условиях согласования целей и ресурсов позволяют повысить степень восприимчивости и адекватности служб, выполняющих непосредственные работы пре реализации государственных программ. При этом оценка эффективности такой деятельности должна учитывать активное обновление способов производства и технологических решений, что характерно при осуществлении модернизации. А оценка различных показателей выполнения программы должна не только отражать степень согласованности взаимодействия органа власти и службы заказчика, но и показывать действительные качественные изменения, происходящие в данной сфере.

Литература.

1. Анфилатов B.C. Системный анализ в управлении / B.C. Анфилатов, А.А. Емельянов, А.А. Кукушкин; под ред. А.А. Емельянова. - М.: Финансы и статистика, 2002.

2. Теория систем и системный анализ в управлении организациями: Справочник: учеб. пособие / под. ред. В.Н. Волковой и А.А. Емельянова. – М.: Финансы и статистика; ИНФРА-М, 2012.