Каталог статей

Шварц А. В. Корасёва Ю. Н.

Государственный долг: теория и современные проблемы Украины.

Существование государственного долга на сегодня является объективно обусловленным явлением для стран с рыночной экономикой. В период трансформации экономики вопрос государственного долга является актуальным и для Украины. Каждое государство, желая эффективнее всего использовать свои финансовые ресурсы, активизировать предпринимательскую деятельность, пытается привлечь дополнительный капитал, что является предпосылкой возникновения государственного долга. Неумение государства жить на собственные средства является основной причиной возникновения государственного долга, а неумение использовать привлеченные финансовые ресурсы - рост государственного долга.

Для Украины эта проблема является сегодня наиболее существенной и острой. Дефицит государственного бюджета на протяжении длительного времени, а также неэффективное использование привлеченных государством ссуд привели к значительному росту государственного долга.

Главной целью данной публикации является ознакомление с теоретическими основами возникновения государственного долга, а на основе полученных знаний проанализировать ситуацию, которая сложилась в настоящее время с государственным долгом Украины.

Долг является важным элементом круговорота “доходы-расходы”. Когда в экономике растут доходы, растут и сбережения, которые должны быть использованные домашними хозяйствами, фирмами и правительством. Создание долга – это механизм, с помощью какого сбережения передаются экономическим агентам, которые осуществляют расходы. Если домохозяйства не склонны к заимствованиям, то частная задолженность растет недостаточно быстро, чтобы поглотить растущий объем сбережений. Следовательно, чтобы экономика не отошла от состояния полной занятости ресурсов, эти сбережения должны быть использованы государством путем прироста государственного долга.

Государственный долг – это общий размер, накопленной задолженности правительства владельцам государственных ценных бумаг, который равняется сумме прошлых бюджетных дефицитов за исключением бюджетных избытков.

Несбалансированность государственного бюджета Украины, дефицитность торгового баланса, принятия государством долгов предприятий и не взвешенная политика государственного заимствования крайне заострили проблему государственного долга. Например, состоянием на 1 апреля в 2000 г., государственный долг Украины составлял 74,48 млрд. грн., а уже в 2008 г. он составил 105 млрд. долл. Можно сказать, что на каждого  украинца приходиться по 2280 долларов долга. Поэтому экономические проблемы Украины, до последнего времени обсуждаемые лишь в кругу аналитиков и экспертов, уже стали волновать и простых украинцев. Сегодня жизнь каждого украинца делится на две части: до выборов и после. И если «до» будет спокойно, то на счет «после» что-либо прогнозировать вообще трудно. 8 гривен 30 копеек за доллар, 7 гривен 20 копеек за литр бензина, 350 гривен за мешок сахара – все это до 17-го января, после - все эти цифры будут увеличиваться в арифметической прогрессии. Даже транш МВФ, обещанный новоизбранному президенту, не залатает дыры, образовавшиеся зимой.

В ноябре 2008  года МВФ утвердил кредитную программу для Украины размером 16,5 млрд. долл. Первые 4,5 млрд. были предоставлены Киеву в ноябре 2008 года.

 Однако и тут не без проблем: в течение октября 2009 г. комиссия Фонда оценивала успешность выполнения  поставленных  перед Украиной условий и осталась крайне недовольной. Киев нарушил обязательства, взятые в рамках сотрудничества с МВФ. Во-первых, валютных благодетелей огорчил факт невыполнения условия получения Украиной третьего транша – премьер-министр Юлия Тимошенко так и не освободила госбюджет-2010 от завышенных расходов по ряду статей. Во- вторых, президент Виктор Ющенко повысил соцстандарты на «небольшую сумму» - 817 млн. гривен. В-третьих, отказ повышать цены на газ. Поэтому МВФ прекратил сотрудничество с Украиной на период до окончания выборов президента. «Сейчас особый период, так что нам надо дождаться результатов президентских выборов, чтобы иметь возможность продолжить работу с украинским правительством", - так 8 ноября директор–распорядитель Фонда Доминик Стросс-Кан отказался выдавать четвертый транш.

           Украина настолько пристрастилась к помощи извне, что уже забыла, как можно решать проблемы собственными силами. Подобная зависимость может ввергнуть страну в пропасть, если не накануне выборов, то сразу после них. Но даже в отказе МВФ выдавать Украине транш до президентских выборов есть свои плюсы и минусы .

Положительные стороны:

-  приостановление наращивания внешнего госдолга;

- ослабление давления на валютный рынок (из-за невыхода гривневой массы четвертого транша на валютный рынок спрос на инвалюту будет минимальным);

-проведение более взвешенной экономической политики: самостоятельный поиск источников дохода или оптимизации бюджетной политики ( что маловероятно).

Среди минусов:

- потеря доверия иностранных инвесторов (от финансирования МВФ зависит выделение других европейских кредитов) ;

- значительное ухудшение текущей внутренней экономической ситуации и ее перспектив на ближайшие полгода.

Неполучение кредита МВФ означает, что у правительства остается лишь один кредитор в последней инстанции - Национальный Банк Украины. Обращение к рынку внутренних заимствований -  более дорогой и менее надежный шаг. Получится ли у Нацбанка – единственного на сей день реального источника денег  - залатать дыры, не прибегнув  к эмиссии гривны –  это ещё вопрос  открытый.