Каталог статей |
Земляная Ангелина Игоревна Управление рисками на предприятиях машиностроенияСистемный подход не нашел еще должного применения в практике планового руководства отдельными отраслями и видами производств, что приводит к отрицательным последствиям. Только отсутствием системного подхода в планировании и управлении можно объяснить диспропорции, создавшиеся, в частности, между машиностроением и холодноштамповочным производством. Недостаточное удовлетворение машиностроением и металлургической промышленностью потребности указанного производства в высокопроизводительном прессовом оборудовании, высокостойкой технологической оснастке, материалах с поверхностным покрытием является основной причиной того, что экономические преимущества холодной штамповки используются неполностью. Отсутствие системного подхода в планировании машиностроения породило диспропорции между темпами развития многих его отраслей и станкоинструментальной промышленностью, производящей прессовое оборудование. Отставание этой отрасли тормозит развитие холодноштамповочного производства, также тормозит развитие металлобрабатывающих предприятий незнание рабочими правил расшифровка марок сталей и соответственно технологий правильного их применения в промышленности. Системный подход не используется и при решении многих конкретных экономических задач.Сектор машиностроения является в настоящее время одним из ведущих комплексов промышленности Украины, занимая одно из первых мест по доле валовой продукции, производственных фондов, экспорту и занятости населения. Однако, несмотря на высокие темпы экономического роста, в данном секторе имеется ряд проблем, которые требуют своевременного решения. Изучение инвестиционных процессов, происходящих на предприятиях различных форм собственности, а также разработка их прогнозов приобретают большую актуальность в наши дни. Анализируя виды рисков необходимо отметить, что классификация в некоторой степени условна,так как провести жесткую границу между отдельными видами рисков довольно сложно. Риск предполагает необходимость выбора одного из возможных вариантов решений, в связи, с чем предприниматель в процессе принятия решения анализирует всевозможные альтернативы, выбирая наиболее рентабельные и наименее рисковые. Управление рисками нельзя назвать чем-то принципиально новым для менеджмента предприятий машиностроения - многие его составляющие в том или ином виде уже знакомы руководящему составу и даже присутствуют в повседневной работе предприятий. Поэтому внедрение риск-ориентированного менеджмента можно охарактеризовать как очередной эволюционный этап развития машиностроения, который является закономерной реакцией на постоянный рост технологичности бизнеса и объективное ужесточение конкуренции как на внутреннем рынке, так и на международной арене [1,2]. Проблема управления рисками не может быть эффективно решена набором отдельных мероприятий и услуг. Данная задача решается исключительно внедрением комплексной технологии управления рисками, затрагивающей все аспекты деятельности компании. В основе технологии должен лежать принцип, согласно которому ни одно бизнес-решение не может быть принято без осознания степени риска, адекватного принимаемому решению. Комплексное управление рисками должно являться неотъемлемой частью стратегического и оперативного управления любой компанией, стремящейся стать лидером на рынке. Проблема управления рисками решается исключительно внедрением комплексной технологии, затрагивающей все аспекты деятельности компании. В основе технологии должен лежать принцип, согласно которому ни одно бизнес-решение не может быть принято без осознания степени риска, адекватного принимаемому решению. Таким образом, с целью минимизации степени рисков на предприятиях машиностроения, предлагается комплексное управление рисками, что позволяет упростить задачи уменьшения степени опасности рисков. Результатами каждого этапа в предложенной концепции становятся исходными данными для последующих этапов, образуя систему принятия решений с обратной связью. Такая система обеспечивает максимально эффективное достижение целей, поскольку знание, получаемое на каждом из этапов, позволяет корректировать не только методы воздействия на риск, но и сами цели управления рисками. Данная технология может быть усовершенствована в зависимости от специфики компании и видов ее деятельности. Только системный подход в решении существующих проблем – залог сохранения отечественного тяжелого машиностроения, да и промышленного комплекса Украины в целом. Если успешная реализация программы и планов зависит от точного выполнения задания, то в этом случае разрабатывается правило, полностью исключающее всяческую свободу выбора, т.е. правило определяет, что субъект управления должен сделать в специфической единичной ситуации риск-менеджмента. Таким образом, представление управления рисками в виде управленческой технологии упрощает задачу уменьшения степени опасности рисков.
Литература: 1. Абчук В.А. Риски в бизнесе, менеджменте и маркетинге / B.А. Абчук. - СПб.: Михайлова В. А., 2006.-480 с. 2. Агапова Т.Н. Оценка риска управленческих решений / Т.Н. Агапова, H.A. Медведева // Молочная промышленность 2004. - №111.- C. 21-23.
|