Каталог статей

Кравцова Е. Н., Шеремет Т. Г.

Африканский союз: проблемы в процессе развития

Объективными причинами создания Африканского союза (АС), заменившего Организацию Африканского Единства (ОАЕ), стали кардинальные изменения в расстановке политических сил в мире за время ее существования и достижение в новом тысячелетии части задач, поставленных перед организацией в качестве первоочередных. Проблемы современного экономического развития государств Африки требуют поиска новых подходов и механизмов [2].

Наиболее важные решения АС сделаны Ассамблеи Африканского союза, полугодичной встрече глав государств и правительств государств-членов. Секретариат Африканского союза, Африканского союза комиссии, находится в Аддис-Абебе, Эфиопия. В феврале 2009 союз заседания возглавляемой ливийского лидера Каддафи, было принято решение о том, что Комиссия Африканского союза станет Африканским союзом органа. Среди задач, ведущих институтов АС должны ускорить политические и социально-экономической интеграции континента; в целях поощрения и защиты общих позиций африканских государств по вопросам, представляющим интерес для континента и его народов, добиться мира и безопасности в Африке и на содействовать демократическим [4].

Одним из основополагающих принципов деятельности АС провозглашено уважение государственных границ государств-членов организации, которые существовали на момент получения ими независимости. Это представляет особую актуальность для стран Африканского континента, так как опасность возможного разжигания местными элитами и ТНК территориальных споров, межэтнических конфликтов, сепаратистских настроений и организации государственных переворотов с целью контроля над залежами полезных ископаемых (особенно в приграничных районах) остается вполне реальной.

Серьезной проблемой для руководства АС является нехватка финансовых средств. В октябре 2008 задолженность по уплате членских взносов 11-ти стран-членов организации составила 44 млн. долл [3]. США, и они были лишены права выступать на заседаниях Союза. Такое положение дел ставит АС в зависимость от внешнего финансирования, ограничивает свободу действий и непосредственно отражается на его способности осуществлять миротворческие миссии.

Проблемы региональной интеграции в Африке в значительной степени обусловлены характером организации политического процесса на африканском континенте. Политическая власть реализуется посредством государственной власти, выражающей, как правило, экономические, политические и идеологические интересы господствующего класса. В развивающихся странах Африки политическая власть не столь социально обусловлена и растекается в традиционные, этнические, религиозные отношения. Политическая сфера в этих государствах обладает своей спецификой. Социальная основа власти представлена блоком разнородных сил, в котором руководящая роль принадлежит политической элите. В осуществлении властных функций участвуют не только государство и правящие партии, массовые общественные организации, но и традиционные институты.

На современном этапе обсуждается возможность создания Соединенных Штатов Африки. На 12 саммите Африканского союза в Эфиопии лидеры 53 стран рассматривали данный вопрос [1]. Большинство глав государств поддерживают эту идею, особенно из-за мирового кризиса. Но есть разногласия относительно того, как объединяться.

В результате идея остается только на словах. Ливия, Сенегал и Либерия хотят немедленного объединения. Нигерия, ЮАР и Кения выступают за медленную интеграцию. Эта идея более популярна в Африке. Председатель Африканского Союза Жан Пинь (Jean Ping) говорит, что организация стремится сблизить позиции стран по этому вопросу.

По мнению Дельфин Лекутр, занимающейся исследованием Африканского союза, в настоящее время объединение невозможно. Правительства стран боятся находиться под единой властью и будут всеми средствами бороться за суверенитет. Так Нигерия и ЮАР не хотят терять свое доминирование в Африке.

Заключая анализ эволюции Африканского союза и особенностей региональной интеграции на африканском континенте, отметим, что деятельность Союза чрезвычайно важна в новых международных условиях. Являясь преемником ОАЕ, он только начинает свою деятельность. Задачи, структура и механизмы функционирования институтов АС определены пока только в общем виде. Проблемы африканского единства и инициативы по его достижению (в том числе сам Учредительный акт АС) хорошо известны лишь узкому кругу политиков, правительственных чиновников и ученых. Потребуется много времени и усилий для определения функций, обеспечения финансовых и других средств, необходимых для нормальной деятельности институтов в структуре Африканского Союза.

Учитывая реалии африканской действительности, объективные трудности и проблемы субъективного характера, с которыми АС столкнулся уже в начале своего существования, можно согласиться с большинством зарубежных и отечественных исследователей, что его создание открыло новую главу в истории Африканского континента. Создание АС означает безусловный шаг вперед в развитии идеи и практики африканской интеграции и может способствовать выработке государствами континента единой позиции перед лицом глобальных вызовов современности.

Литература

1. www.africa-union.org;

2. The OAU after 20 years. NY, 1984;

3. Bart Van der Meer. The Soviet Expansion in Africa. Facts and Fiction // Asia and Africa today 2009. N 4;

4. [сылка более недоступна}