Каталог статей

Тастемирова Ж.А.

Направления реализации государственной аграрной политики

Малочисленная концентрация скота в сельском хозяйстве не позволяет применять не только новую технику и технологии, но и проводить селекционно-племенную работу. Поэтому перед государством должна стоять задача по воссозданию отечественного племенного животноводства, основанного на селекции пород, приспособленных к казахстанским условиям на базе государственной и кооперативной собственности. Разработанной соответствующей государственной программой по развитию селекционно-племенной работы должно быть предусмотрено увеличение удельного веса племенного крупного рогатого скота – в 6,1 раза, овцам – 3,4 раза, лошадям – 8,9 раза и птицы – в 1,8 раза. Для этого потребуется порядка 5,4 млрд. тенге.

Для решения проблемы финансирования и кредитования сельскохозяйственного производства предлагается: - в рамках государственного бюджета формировать аграрный бюджет, где были бы сосредоточены все финансовые ресурсы на реализацию отраслевых программ, субсидирование производства, социальную политику на селе, инновационную политику, техническое и технологическое перевооружение АПК и другое.

Для реализации этих направлений государственной аграрной политики необходимо организовать государственной «Агробанк» под патронажем МСХ РК на базе НХ «КазАгро» (КАФ, АКК, ФФП и др. финансовых институтов), который будет концентрировать бюджетные ресурсы (субсидии, кредиты и др.) и выделять их сельхозтоваропроизводителям и другим хозяйствующим субъектам агропромышленного комплекса на льготных условиях. В качестве залогового имущества Агробанк должен принимать земельные наделы сельхозтоваропроизводителей.

В связи с тем, что фермеры не в состоянии пользоваться услугами элеваторов и других инфраструктурных объектов из-за дороговизны их услуг,  необходимо произвести выкуп в собственность государства крупных элеваторов и других объектов производственной инфраструктуры АПК, имеющих стратегическое значение, не используемые по назначению, с низкими мощностями загрузки, имеющими финансовые проблемы перед бюджетом и партнерами по бизнесу по своим обязательства (банкротство) по низким ценам.

При наличии емкости элеваторов около 25 млн. тенге, мелкие и средние хозяйства, производящие более половины зерна, не имеют возможности воспользоваться их услугами из-за дороговизны.

Для крупных элеваторов необходимо провести экспертизу эффективности их деятельности, возобновить порядок установления и регулирования тарифов на прием, хранение и отпуск зерна под контролем Агентства РК по регулированию естественных монополий (АРЕМ).

В качестве альтернативного варианта и создания конкурентной среды в отдаленных районах и сельских территориях целесообразно строительство миниэлеваторов на кооперативной основе при участии государства (лизинг, субсидии, льготное налогообложение и др.).

В рамках региональных бюджетов необходимо формировать финансовые ресурсы для обеспечения малообеспеченных слоев населения продуктами первой необходимости по фиксированным ценам (ниже рыночных).

Или ввести «продовольственные» деньги для малообеспеченных групп населения, которые перечисляются на счета (пенсионные, банковские) или пластиковых карточек и по которым осуществляется покупка продовольствия в торговой сети.

Необходимо усилить государственное регулирование продовольственного рынка республики, основной целью которого должно стать поддержание важнейших пропорций рыночной сферы, что позволит полностью удовлетворить платежеспособный спрос населения и в полной мере использовать произведенный товаропроизводителями продукт.

Для обеспечения эффективного развития рынка и стимулирования сбыта продукции, государству необходимо создание системы товародвижения, что даст возможность вытеснить посредников и усовершенствовать политику ценообразования, позволяющей ориентировать систему цен на стимулирование расширенного воспроизводства качественной продукции, используя конкурентные преимущества регионов республики.

Активную роль при этом должны сыграть социально-предпринимательские корпорации (СПК) в регионах, которые на основе создания институциональных структур обеспечат: организацию системы заготовок и закупок сельхозпродуктов на селе и их реализацию в городах республики, чтобы исключить многочисленных посредников; системы сервисных служб нас селе по техническому обслуживанию и ремонту сельхозтехники, химической защите, обеспечению минеральными удобрениями, снабжению сортовыми семенами, продуктивным скотом и птицей, комбикормами; создание минипроизводств по переработке сельскохозяйственной продукции, складских емкостей и хранилищ; производств по выпуску машин и технологического оборудования для животноводства и растениеводства.

В условиях кризиса необходимо организовать закуп сельскохозяйственной продукции по ценам, покрывающим затраты производителя и обеспечивающим их доходность не менее 25-30%, перерабатывающим предприятиям – 5-10%, обслуживающим и торговым организациям – до 5%.

В целях обеспечения гарантированного уровня рентабельности сельхозтоваропроизводителей и повышения эффективности экспорта зерна в интересах страны необходимо создать на базе АО «НК «Продкорпорация» структуру по закупу зерна у товаропроизводителей. По итогам маркетингового года выплачивать товаропроизводителям разницу между ценой закупленного и реализованного зерна.