Каталог статей

Зинина Л.И., Бурлакова О.А.

Организационно-экономические аспекты обеспечения конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции

Проблема повышения конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции приобретает особую актуальность и стратегическое значение, так как интеграция России в мировое экономическое пространство обусловливает жесткую конкуренцию на рынках сбыта. Это может привести к сокращению объемов ее производства и вытеснению с внутреннего рынка, неполному использованию производственных мощностей, увеличению стоимости продовольствия, неспособности обеспечить современные социально-экономические потребности общества.

В этих условиях необходима разработка современной концепции роста конкурентоспособности отечественной сельскохозяйственной продукции, в частности, теоретических, методических и практических подходов к формированию гибких систем маркетингового управления, формированию стратегии ресурсосбережения, сбалансированных внутренних и внешних продовольственных связей, информационно-аналитических систем, корпоративных организационно-производственных структур в агропродовольственной сфере.

Проведенный анализ отечественных и зарубежных научных источников, связанных с современными проблемами развития производства сельскохозяйственной продукции, показал недостаточное использование новых научных подходов к обеспечению конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции с учетом региональных условий и особенностей функционирования региональных субъектов. Конкурентоспособность сельскохозяйственной продукции трактуется нами с позиций достижения степени реального или потенциального удовлетворения ею общественных потребностей (в качестве сырья и продовольствия) по сравнению с аналогичной продукцией на данном рынке, обеспечения экономической доступности продовольствия и высокого уровня его потребительских качеств, способности выдерживать конкуренцию с учетом таких свойств как назначение, экологичность, эстетичность, технологичность, безопасность потребления, соответствие требованиям сертификации.

Производство и реализацию сельскохозяйственной продукции в части обеспечения ее конкурентоспособности следует рассматривать как систему взаимосвязанных социально-экономических, производственно-технологических и организационных отношений, направленную на создание эффективного механизма взаимодействия производителя сельскохозяйственной продукции, предприятий переработки, организаций оптово-розничной торговли и потребителя, а также способную удовлетворять общественные потребности с позиций достижения оптимальных стоимостных параметров и экономической доступности продовольствия, высокого уровня его потребительских свойств с учетом экологической чистоты и современных требований организации товародвижения от производителя до потребителя в производственно-потребительском цикле.

В процессе проведенного исследования нами были выявлены тенденции и факторы стимулирующего и противодействующего характера, влияющие на формирование конкурентоспособности основных видов сельскохозяйственной продукции в Республике Мордовия (рис. 1).

Молоко и молочные продукты

Тенденции: рост цен на молоко и молочные продукты, вызванный: ростом цен на фуражное зерно и ростом потребления молока и молочных продуктов в мире; изменение структуры рынка и потребительских предпочтений; укрупнение производств; повышение требований к качеству

Факторы, способствующие развитию

Факторы, препятствующие развитию

Реализация национального проекта, рост уровня потребления молочной продукции, первичная переработка, повышение уровня технологизации производства, наличие собственной кормовой базы, повышение продуктивности в животных

Рост объемов импортной продукции, низкое и непостоянное качество молочного сырья, недостаток кормов и рост цен на них, технологическая отсталость производства, сокращение поголовья крупного рогатого скота

Стратегические приоритеты

Повышение качества и узнаваемости торговой марки, усиление контроля за качеством, переоснащение производств, формирование собственной сырьевой базы, укрупнение рынка, повышение продуктивности, модернизация охладительного молочного оборудования у производителей продукции, выстраивание взаимодействия с торговыми сетями

Продукция птицеводства

Тенденции: рост стоимости кормов; рост объемов продукции, реализуемой через торговые сети; высокие темпы роста производства и реализация инвестиционных проектов; рост конкуренции на рынке

Факторы, способствующие развитию

Факторы, препятствующие развитию

Рост потребления мяса птицы в связи с более низкой ценой по сравнению с другими видами, увеличение инвестиционного потока в отрасль, низкая себестоимость продукции в связи с массовым производством, близость к рынкам сбыта

Повышение тарифов на электроэнергию, слабое развитие поддерживающих производств, рост межрегиональной конкуренции, ориентированность на производство яиц


Окончание рисунка 1

Стратегические приоритеты

Реализация проектов по техническому перевооружению, расширение ассортимента и поставок продукции, реализация инвестиционных проектов по созданию новых производств, модернизация системы подготовки кадров, работа с сетевыми операторами рынка, брендирование продукции и повышение качества упаковки


Мясо

Тенденции: снижение доли импортной продукции, увеличение доли сельскохозяйственных товаропроизводителей в производстве, рост конкуренции на рынке и между производителями, консолидация предприятий по производству мясной продукции, рост объемов продаж через торговые сети, изменение предпочтений потребителей

Факторы, способствующие развитию

Факторы, препятствующие развитию

Увеличение потребления продукции, снижение импорта, реализация направлений национального проекта, проведение модернизации производств, наличие холдингов, продвигающих продукцию в другие регионы

Рост уровня конкуренции, ужесточение требований к бренду и упаковке, слабое развитие целостной системы заготовительных предприятий

Стратегические приоритеты

Увеличение перерабатывающих мощностей, вывод на рынок новых более качественных продуктов, увеличение продаж, привлечение предприятий, осуществляющих сбор,  доставку,  убой  и  разделку скота

Зерно

Тенденции: снижение качества, рост затрат на производство, недостаточная государственная поддержка и субсидирование

Факторы, способствующие развитию

Факторы, препятствующие развитию

Внедрение прогрессивных технологий выращивания и уборки, применение продуктивных сортов и гибридов зерновых культур, выбор каналов реализации, применение ресурсосберегающих технологий

Рост цен на энергоносители и средства защиты растений, отсутствие оптовых рынков

Стратегические приоритеты

Реализация проектов по ресурсосберегающим технологиям, использование перспективных сортов продовольственного и фуражного зерна


Овощи

Тенденции: отсутствие круглогодового поступления в продажу овощей, недопроизводство и неразвитость инфраструктуры, недостаточное инвестирование парниковых хозяйств

Факторы, способствующие развитию

Факторы, препятствующие развитию

Рост объемов производства и реализации, расширение каналов сбыта, ориентация на потребление плодоовощной продукции, расширение ассортимента, географии возделывания

Отсутствие государственного воздействия на процессы ценообразования, разрушение системы материально-технического обеспечения, структура потребностей недостаточно увязана со структурой производства продукции, низкий уровень маркетинговых исследований предпочтений, хозяйственных связей между регионами

Стратегические приоритеты

Формирование оптовых рынков, упорядочение ценообразования с учетом спроса и предложения продукции, развитие агрохолдингов, создание товаропроводящих сетей и целевых программ развития, проведение маркетинговых исследований

Рисунок 1 – Тенденции и факторы, влияющие на формирование

конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции

Предлагаемый нами методический подход к выявлению конкурентных преимуществ сельскохозяйственной продукции предусматривает последовательное определение их параметров и включает: а) оценку производственно-экономических условий формирования уровней урожайности сельскохозяйственных культур и продуктивности животных; б) определение доли высококачественной продукции в общем объеме ее производства; в) анализ ценовой ситуации и формирования цены предложения по видам сельскохозяйственной продукции с учетом нормативных издержек, рентабельности и покупательной способности населения; г) балльную оценку абсолютных и относительных параметров продукции; д) расчет интегрального показателя конкурентных преимуществ по видам продукции; е) рейтинговую оценку конкурентных преимуществ сельскохозяйственной продукции по предприятиям (таблицы 1 и 2).

Использование предложенного подхода к выявлению конкурентных преимуществ сельскохозяйственной продукции позволяет не только оценить статистические характеристики и осуществить сравнение рекомендуемых показателей, но и провести анализ их динамики, фактических и ожидаемых соотношений, изыскание их оптимального уровня по различным видам продукции и хозяйствующим субъектам.

Таблица 1 – Расчетные параметры по выявлению конкурентных преимуществ в производстве зерна в Республике Мордовия

Расчетные параметры по выявлению конкурентных

преимуществ сельскохозяйственной продукции

В среднем по Республике Мордовия

Сельскохозяйственные

предприятия

ООО «Ремезенское»,

 Чамзинский район

СХПК «Новлейское»,

Инсарский район

СХПК «Светлый путь»,

Атяшевский район

СХПК им. Кирова,

 Краснослободский

район

1. Натуральные и стоимостные показатели:

урожайность, т/га

2,1

3,5

1,1

2,5

1,8

производственные затраты на 1 га посевов, руб.

6833

7078

3457

6308

4609

себестоимость 1 т, руб.

3270

2980

3440

3070

3100

цена реализации 1 т, руб.

4380

4852

4137

3712

3571


удельный вес ценной пшеницы в общем объеме

 производства, %

23

23

20

28

15

2. Относительные показатели, % к средним по республике:

урожайность

100

166

52

119

85

производственные затраты на 1 га посевов

100

103

50

92

67

себестоимость 1 т

100

68

105

93

94

цена реализации

100

110

94

84

81

удельный вес ценной пшеницы в общем объеме

производства

100

82

71

100

53

Итого баллов, %

500

529

372

488

380

Средний балл

100

106

74

98

76

3. Интегральный коэффициент

1,00

1,06

0,74

0,98

0,76

4. Рейтинг предприятия/района

-

1/2

4/3

2/1

3/4

Проведенная оценка конкурентных преимуществ сельскохозяйственной продукции в Республике Мордовия с использованием интегрального коэффициента позволила выявить наиболее эффективных товаропроизводителей        (по зерну и молоку).

Таблица 2 – Расчетные параметры по выявлению конкурентных преимуществ в производстве молока в Республике Мордовия

Расчетные параметры по выявлению конкурентных

преимуществ  сельскохозяйственной продукции

В среднем по

 Республике Мордовия

Сельскохозяйственные

 предприятия

ПФ «Чамзинская»,

Чамзинский район

СХПК «Новлейское»,

Инсарский район

ОАО «Искра»,

Атяшевский район

СХПК им. Кирова,

Краснослободский

район

СХПК им. Ильича,

Ельниковский район

1. Натуральные и стоимостные показатели:

среднегодовая продуктивность, кг

3371

4890

2130

5700

3930

2970

производственные затраты на одну голову, руб.

23134

22149

20170

22566

19729

15244

себестоимость 1 т продукции, руб.

5950

6399

8905

4146

7551

9150

цена реализации 1 т, руб.

7357

7575

6669

8490

7112

6591

удельный вес молока высшего сорта в общем

объеме производства, %

11,3

13,5

6,3

10,5

4,5

2,1

2. Относительные показатели, % к средним по

республике:

среднегодовая продуктивность

100

145

63

180

116

88

производственные затраты на одну голову

100

95

87

97

85

66

себестоимость 1 т

100

107

116

69

126

153

цена реализации

100

102

90

116

96

90

удельный вес молока высшего сорта в общем

объеме производства

100

31

18

30

15

4

Итого баллов, %

500

480

374

492

438

401

Средний балл

100

96

75

98

88

80

3. Интегральный коэффициент

1,00

0,96

0,75

0,98

0,88

0,80

4. Рейтинг предприятия/района

-

2/1

5/3

1/2

3/4

4/5

В целях создания условий для достижения конкурентных преимуществ товаропроизводителей необходимо применять пороговые дифференцированные цены с учетом кадастровой оценки сельскохозяйственных угодий. Если в среднем по Республике Мордовия ее приравнять к коэффициенту 1,0, то целесообразно выделить четыре кадастровые земельные зоны, которые будут различаться по следующим стоимостным коэффициентам: I зона – до 9 000 руб./га, коэффициент 1,05; II зона – от 9 001 до 11 000 руб./га, коэффициент 1,0; III зона – от 11 001 до 12 000 руб./га, коэффициент 0,90; IV зона – свыше 12 000 руб./га, коэффициент 0,85. Соответственно районы республики можно распределить по следующим зонам: I зона – Атюрьевский, Большеигнатовский, Ельниковский, Зубово-Полянский, Теньгушевский, Темниковский; II зона – Большеберезниковский, Дубенский, Инсарский, Ковылкинский, Краснослободский, Старошайговский, Чамзинский; III зона – Ардатовский, Кочкуровский, Кадошкинский; IV зона – Атяшевский, Ичалковский, Лямбирский, Ромодановский, Рузаевский, Торбеевский и пригородные хозяйства г. Саранска.

Учитывая значительную разницу в кадастровой стоимости сельхозугодий по хозяйствам республики, целесообразно применить поправочные коэффициенты к районным пороговым ценам. Можно установить, что за каждую единицу снижения или роста стоимости сельскохозяйственных угодий по сравнению со средней районной их кадастровой стоимостью пороговые цены на товарную сельскохозяйственную продукцию того или иного хозяйства повышаются (или снижаются) на 0,5 %. Например, по хозяйствам Атяшевского района общая сумма выручки по пороговым ценам должна быть не менее 768 418,12 тыс. руб. Фактическая сумма выручки по району за 2009 год составила 693 580,2 тыс. руб. Потери хозяйств района составили 74 837,92 тыс. руб. Эта сумма должна быть предоставлена из республиканского фонда в районный фонд регулирования цен и распределяться между хозяйствами пропорционально условному объему выручки (определяется умножением фактической выручки на индивидуальный поправочный коэффициент хозяйства).

Первоочередными составляющими в системе роста конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции должны быть стратегия ресурсосбережения и оптимизации уровня издержек в сфере ее производства и обмена. Сельскохозяйственные товаропроизводители должны формировать стратегию собственного производства продукции с учетом требований к системе управления затратами, обусловливающую рост ее конкурентоспособности.

Расчеты по оценке уровня издержек на сельскохозяйственную продукцию (зерно и молоко) в зависимости от воздействия производственно-экономических факторов по сельскохозяйственным организациям представлены в таблице 3.

Таблица 3 – Оценка уровня издержек в производстве и реализации молока

Группировка

хозяйств по уровню

издержек, руб./т

Количество

хозяйств

Производственно-экономические факторы

Уровень издержек

на 1 т молока, руб.

Удой на одну

корову, кг

Фондо-

вооруженность

в животноводстве,

тыс. руб.

Среднегодовой

уровень оплаты

 труда, руб.

Удельный вес

молока в товарной

 продукции 

хозяйства, %

Выход приплода

на 100 коров, гол.

до 3000

3

2750,3

2764

274

2708

51

78

3001 – 3500

2

3198,2

3791

283

1765

82

91

3501 – 4000

9

3748,6

3313

318

3169

61

72

4001 – 5000

12

4525,0

3067

283

3025

74

79

5001 – 6000

11

5447,5

3237

303

4205

72

76

свыше 6000

15

6647,4

2866

248

3643

66

73

Оценка формирования уровня издержек в зерновом производстве в зависимости от производственно-экономических факторов представлена в таблице 4.

Таблица 4 – Оценка формирования производственной себестоимости зерна

Группировка

хозяйств по уровню

издержек, руб./т

Количество

 хозяйств

Производственно-экономические факторы

Уровень издержек

на 1 т зерна, руб.

Урожайность, т/га

Затраты на 1 га

посевной

площади, руб.

Трудоемкость на

производство

1 т зерна,

тыс. чел.-ч.

Объем валовой

продукции на

одного работника

в растениеводстве,

 руб.

Стоимость

удобрений  на 

1 га  посева,  руб.

до 1500

8

1242,3

2,28

3054

0,93

181803

1731

1501 – 2000

16

1740,2

2,36

3896

0,81

108972

973

2001 – 2500

18

2147,5

2,29

4743

0,99

92391

2136

свыше 2500

9

2136,5

2,25

5379

1,39

118493

2292

Результаты статистических группировок свидетельствуют о том, что соотношение проектируемого уровня издержек к фактическому в анализируемых хозяйствах варьирует по группам (от 0,90 до 1,33 по молоку и от 0,85 до 1,21 по зерну), что обусловлено различными производственно-экономическими факторами в отраслях, уровнем использования ресурсосберегающих технологий, реализацией возможностей расширенного воспроизводства.

Стратегия повышения конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции должна разрабатываться в едином комплексе с государственными мерами, которые в обязательном порядке должны включать корректировку агроэкономической политики, направленной на защиту внутреннего рынка сельскохозяйственной продукции и продовольствия.

В процессе исследования предлагаем программно-целевой подход к формированию конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции, включающий комплексные меры по обеспечению условий роста ее предложения, интенсивного формирования специализированной производственно-торговой инфраструктуры, активизации обмена сельскохозяйственной продукции и продовольствия (рисунок 2).

п/п

Сферы целевого

 воздействия

Инструменты регулирования

1

Потребность в

сельскохозяйственном

сырье и продовольствии

Разработка программ поддержки доходов населения, направленных на повышение платежеспособного спроса; регулирование цен; информационное стимулирование спроса; формирование государственных резервов продовольственных ресурсов

2

Предложение

сельскохозяйственной продукции

Проведение реструктуризации задолженностей предприятий; увеличение бюджетного финансирования; снижение таможенных пошлин на ввоз дефицитного оборудования для сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности; льготное кредитование товаропроизводителей; страхование рисков; контроль за качеством продовольственных ресурсов

3

Формирование специализированной производственно-торговой

инфраструктуры

Выплата разницы стоимости услуг по транспортировке грузов национальных и иностранных перевозчиков; лицензирование оптовой торговли по видам продовольствия; стимулирование развития инфраструктуры оптовой и розничной торговли; субсидирование хранения; информационное обеспечение и мониторинг рынка сельскохозяйственной продукции

4

Активизация внутреннего и внешнего обмена сельскохозяйственной продукции

Предоставление дотаций экспортерам в виде экспортных премий; приведение в соответствие с положениями и нормами ВТО законодательной базы по вопросам стандартизации, сертификации и выполнения фитосанитарных правил; выдача предприятиям на льготных условиях экспортных кредитов; разработка целевых программ по развитию специализированных рынков сельскохозяйственного сырья и продовольствия и контроль за их выполнением; введение ограничений по качеству продовольственных ресурсов; повышение таможенных ввозных пошлин на иностранные сельскохозяйственные товары и введение квот на них; координация движения сельскохозяйственной продукции на иностранные рынки; лицензирование импортеров и экспортеров

Рисунок 2 – Направления и инструменты в системе регулирования

конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции

Для создания действенного механизма таможенно-тарифной защиты внутреннего рынка сельскохозяйственной продукции необходимо организовать Совет при Минсельхозе РФ, который должен отстаивать интересы отечественных сельхозпроизводителей в решении проблем взаимодействия с другими государствами. В состав Совета должны входить представители Министерства сельского хозяйства РФ, Федерального агентства по регулированию рынка, независимые эксперты, представители крупных агрохолдингов с учетом их влияния на состояние рынка и участия в экспорте или импорте продукции. Данный Совет должен осуществлять мониторинг рынка сельскохозяйственной продукции в зависимости от складывающихся на рынке ситуаций, принятых условий и соглашений со странами СНГ, Таможенным союзом, предлагать уровни импортных квот для каждого вида сельскохозяйственной продукции, рекомендовать принятие сезонных пошлин и добиваться принятия для их введения законодательных и нормативных актов.

Необходимо создавать институты банковского обслуживания сельских районов, сочетать рыночные принципы банковского кредитования с льготной процентной политикой государства и контролем над целевым использованием средств, обеспечивая эффективность их распределения и гарантированный возврат. Параллельно с государственной системой кредитования целесообразно привлекать свободные финансовые ресурсы крупных компаний (агрохолдинг «Талина», пивоваренной компании «Сан Интер Брю»), которые могут выступать в виде прямых долгосрочных вложений или долгосрочных кредитов.

Выделенные программные направления государственного регулирования позволят обеспечить единый механизм формирования производства высококонкурентоспособной продукции, концентрацию финансовых, материальных, трудовых ресурсов и систему организованного сбыта продукции.