Каталог статей | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Зинина Л.И., Бурлакова О.А. Организационно-экономические аспекты обеспечения конкурентоспособности сельскохозяйственной продукцииПроблема повышения конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции приобретает особую актуальность и стратегическое значение, так как интеграция России в мировое экономическое пространство обусловливает жесткую конкуренцию на рынках сбыта. Это может привести к сокращению объемов ее производства и вытеснению с внутреннего рынка, неполному использованию производственных мощностей, увеличению стоимости продовольствия, неспособности обеспечить современные социально-экономические потребности общества.В этих условиях необходима разработка современной концепции роста конкурентоспособности отечественной сельскохозяйственной продукции, в частности, теоретических, методических и практических подходов к формированию гибких систем маркетингового управления, формированию стратегии ресурсосбережения, сбалансированных внутренних и внешних продовольственных связей, информационно-аналитических систем, корпоративных организационно-производственных структур в агропродовольственной сфере. Проведенный анализ отечественных и зарубежных научных источников, связанных с современными проблемами развития производства сельскохозяйственной продукции, показал недостаточное использование новых научных подходов к обеспечению конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции с учетом региональных условий и особенностей функционирования региональных субъектов. Конкурентоспособность сельскохозяйственной продукции трактуется нами с позиций достижения степени реального или потенциального удовлетворения ею общественных потребностей (в качестве сырья и продовольствия) по сравнению с аналогичной продукцией на данном рынке, обеспечения экономической доступности продовольствия и высокого уровня его потребительских качеств, способности выдерживать конкуренцию с учетом таких свойств как назначение, экологичность, эстетичность, технологичность, безопасность потребления, соответствие требованиям сертификации. Производство и реализацию сельскохозяйственной продукции в части обеспечения ее конкурентоспособности следует рассматривать как систему взаимосвязанных социально-экономических, производственно-технологических и организационных отношений, направленную на создание эффективного механизма взаимодействия производителя сельскохозяйственной продукции, предприятий переработки, организаций оптово-розничной торговли и потребителя, а также способную удовлетворять общественные потребности с позиций достижения оптимальных стоимостных параметров и экономической доступности продовольствия, высокого уровня его потребительских свойств с учетом экологической чистоты и современных требований организации товародвижения от производителя до потребителя в производственно-потребительском цикле. В процессе проведенного исследования нами были выявлены тенденции и факторы стимулирующего и противодействующего характера, влияющие на формирование конкурентоспособности основных видов сельскохозяйственной продукции в Республике Мордовия (рис. 1).
Окончание рисунка 1
Рисунок 1 – Тенденции и факторы, влияющие на формирование конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции
Предлагаемый нами методический подход к выявлению конкурентных преимуществ сельскохозяйственной продукции предусматривает последовательное определение их параметров и включает: а) оценку производственно-экономических условий формирования уровней урожайности сельскохозяйственных культур и продуктивности животных; б) определение доли высококачественной продукции в общем объеме ее производства; в) анализ ценовой ситуации и формирования цены предложения по видам сельскохозяйственной продукции с учетом нормативных издержек, рентабельности и покупательной способности населения; г) балльную оценку абсолютных и относительных параметров продукции; д) расчет интегрального показателя конкурентных преимуществ по видам продукции; е) рейтинговую оценку конкурентных преимуществ сельскохозяйственной продукции по предприятиям (таблицы 1 и 2). Использование предложенного подхода к выявлению конкурентных преимуществ сельскохозяйственной продукции позволяет не только оценить статистические характеристики и осуществить сравнение рекомендуемых показателей, но и провести анализ их динамики, фактических и ожидаемых соотношений, изыскание их оптимального уровня по различным видам продукции и хозяйствующим субъектам. Таблица 1 – Расчетные параметры по выявлению конкурентных преимуществ в производстве зерна в Республике Мордовия
Проведенная оценка конкурентных преимуществ сельскохозяйственной продукции в Республике Мордовия с использованием интегрального коэффициента позволила выявить наиболее эффективных товаропроизводителей (по зерну и молоку). Таблица 2 – Расчетные параметры по выявлению конкурентных преимуществ в производстве молока в Республике Мордовия
В целях создания условий для достижения конкурентных преимуществ товаропроизводителей необходимо применять пороговые дифференцированные цены с учетом кадастровой оценки сельскохозяйственных угодий. Если в среднем по Республике Мордовия ее приравнять к коэффициенту 1,0, то целесообразно выделить четыре кадастровые земельные зоны, которые будут различаться по следующим стоимостным коэффициентам: I зона – до 9 000 руб./га, коэффициент 1,05; II зона – от 9 001 до 11 000 руб./га, коэффициент 1,0; III зона – от 11 001 до 12 000 руб./га, коэффициент 0,90; IV зона – свыше 12 000 руб./га, коэффициент 0,85. Соответственно районы республики можно распределить по следующим зонам: I зона – Атюрьевский, Большеигнатовский, Ельниковский, Зубово-Полянский, Теньгушевский, Темниковский; II зона – Большеберезниковский, Дубенский, Инсарский, Ковылкинский, Краснослободский, Старошайговский, Чамзинский; III зона – Ардатовский, Кочкуровский, Кадошкинский; IV зона – Атяшевский, Ичалковский, Лямбирский, Ромодановский, Рузаевский, Торбеевский и пригородные хозяйства г. Саранска. Учитывая значительную разницу в кадастровой стоимости сельхозугодий по хозяйствам республики, целесообразно применить поправочные коэффициенты к районным пороговым ценам. Можно установить, что за каждую единицу снижения или роста стоимости сельскохозяйственных угодий по сравнению со средней районной их кадастровой стоимостью пороговые цены на товарную сельскохозяйственную продукцию того или иного хозяйства повышаются (или снижаются) на 0,5 %. Например, по хозяйствам Атяшевского района общая сумма выручки по пороговым ценам должна быть не менее 768 418,12 тыс. руб. Фактическая сумма выручки по району за 2009 год составила 693 580,2 тыс. руб. Потери хозяйств района составили 74 837,92 тыс. руб. Эта сумма должна быть предоставлена из республиканского фонда в районный фонд регулирования цен и распределяться между хозяйствами пропорционально условному объему выручки (определяется умножением фактической выручки на индивидуальный поправочный коэффициент хозяйства). Первоочередными составляющими в системе роста конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции должны быть стратегия ресурсосбережения и оптимизации уровня издержек в сфере ее производства и обмена. Сельскохозяйственные товаропроизводители должны формировать стратегию собственного производства продукции с учетом требований к системе управления затратами, обусловливающую рост ее конкурентоспособности. Расчеты по оценке уровня издержек на сельскохозяйственную продукцию (зерно и молоко) в зависимости от воздействия производственно-экономических факторов по сельскохозяйственным организациям представлены в таблице 3. Таблица 3 – Оценка уровня издержек в производстве и реализации молока
Оценка формирования уровня издержек в зерновом производстве в зависимости от производственно-экономических факторов представлена в таблице 4. Таблица 4 – Оценка формирования производственной себестоимости зерна
Результаты статистических группировок свидетельствуют о том, что соотношение проектируемого уровня издержек к фактическому в анализируемых хозяйствах варьирует по группам (от 0,90 до 1,33 по молоку и от 0,85 до 1,21 по зерну), что обусловлено различными производственно-экономическими факторами в отраслях, уровнем использования ресурсосберегающих технологий, реализацией возможностей расширенного воспроизводства. Стратегия повышения конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции должна разрабатываться в едином комплексе с государственными мерами, которые в обязательном порядке должны включать корректировку агроэкономической политики, направленной на защиту внутреннего рынка сельскохозяйственной продукции и продовольствия. В процессе исследования предлагаем программно-целевой подход к формированию конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции, включающий комплексные меры по обеспечению условий роста ее предложения, интенсивного формирования специализированной производственно-торговой инфраструктуры, активизации обмена сельскохозяйственной продукции и продовольствия (рисунок 2).
Рисунок 2 – Направления и инструменты в системе регулирования конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции Для создания действенного механизма таможенно-тарифной защиты внутреннего рынка сельскохозяйственной продукции необходимо организовать Совет при Минсельхозе РФ, который должен отстаивать интересы отечественных сельхозпроизводителей в решении проблем взаимодействия с другими государствами. В состав Совета должны входить представители Министерства сельского хозяйства РФ, Федерального агентства по регулированию рынка, независимые эксперты, представители крупных агрохолдингов с учетом их влияния на состояние рынка и участия в экспорте или импорте продукции. Данный Совет должен осуществлять мониторинг рынка сельскохозяйственной продукции в зависимости от складывающихся на рынке ситуаций, принятых условий и соглашений со странами СНГ, Таможенным союзом, предлагать уровни импортных квот для каждого вида сельскохозяйственной продукции, рекомендовать принятие сезонных пошлин и добиваться принятия для их введения законодательных и нормативных актов. Необходимо создавать институты банковского обслуживания сельских районов, сочетать рыночные принципы банковского кредитования с льготной процентной политикой государства и контролем над целевым использованием средств, обеспечивая эффективность их распределения и гарантированный возврат. Параллельно с государственной системой кредитования целесообразно привлекать свободные финансовые ресурсы крупных компаний (агрохолдинг «Талина», пивоваренной компании «Сан Интер Брю»), которые могут выступать в виде прямых долгосрочных вложений или долгосрочных кредитов. Выделенные программные направления государственного регулирования позволят обеспечить единый механизм формирования производства высококонкурентоспособной продукции, концентрацию финансовых, материальных, трудовых ресурсов и систему организованного сбыта продукции.
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||