Каталог статей

Шишкин Андрей Николаевич

Влияние подготовки кадров в области экономики на формирование инновационных процессов в развитии бизнеса

После эпох эффективности, продолжавшейся в 1950-е и 1960-е годы, качества – в 1970-х и 1980-х, гибкости – в 1980-е и 1990-е, сейчас мы живем в эпоху инноваций. Промышленность все активнее применяет к новым товарам и услугам новые технологии. Даже традиционные «цитадели» экономистов – серые и массивные, как слоны, банки очень быстро меняются: здесь все быстрее и быстрее разрабатываются новые финансовые инструменты. И в этих организациях технология стала одним из основных двигате­лей изменений и инноваций. Если банки и страховые компании не будут действовать достаточно оперативно, они могут столкнуться с тем, что компании, занимающиеся разработками программного обеспечения, такие, как Microsoft, окажутся на их территории. В тех же отраслях промышленности, где инновации стали обычным делом, компании соревнуются в быстроте времени их внедре­ния. Победить в конкурентной борьбе теперь можно только в том случае, если ты будешь самым быстрым, предлагать продукцию самого высокого качества, выбирать наиболее привлекательные стилевые решения и т.п.

Инновации могут выступать в самых различных формах. Термин «инновация» был предложен великим австрийским экономистом Джозефом Шумпетером, который определил его как коммерциа­лизацию всех новых комбинаций, основанных на:[7]

1)     применении новых материалов и компонентов;

2)     введении новых процессов;

3)     открытии новых рынков;

4)     введении новых организационных форм.

Другими словами, согласно данному определению, иннова­ции - это одновременное проявления двух миров, а именно мира техники и мира бизнеса. Когда изменение происходит только на уровне технологии, Шумпетер называет его изобретением. И толь­ко тогда, когда к изменениям подключается бизнес, они становятся инновациями.

Инновации можно рассматривать и как событие, возникнове­ние в мире бизнеса чего-то нового, и как процесс, при котором одно новшество вызывает другое. Изменение в технологии приво­дит к появлению нового продукта, который, если он используется эффективно, требует изменения в организации бизнес-процессов. В конечном счете новые продукты также могут привести к форми­рованию новых рынков и их развитию.[6]

По своим масштабам инновации могут быть самыми разными. Можно привести следующую их классификацию: малые, постепен­ные, крупные, прорывного характера и радикальные. Существует и другая классификация, при которой инновации делятся на модуль­ные и архитектурные. Часто радикальные инновации состоят из инноваций меньшего масштаба, которые в той или иной комбина­ции могут приводить к появлению инноваций прорывного характе­ра. Первые микрокомпьютеры были разработаны в 1970-е годы подростками во дворах Калифорнии. Они были собраны из компо­нентов, уже существовавших и продававшихся в магазинах. Другими словами, в этом случае инновация выступила в виде сборки нового продукта из уже имевшихся компонентов. Ребекка Хендерсон и Ким Кларк назвали этот вариант архитектурным типом инновации. Новый продукт создал для себя новый рынок.[7] По мере того как рынок развивался и запросы рынка формулировались все более точно, адаптация компонентов также все лучше соответствовала новому продукту. В течение короткого периода времени на основе нового продукта возникла совершенно новая отрасль. Это показывает, как новое применение новой комбинации технологий привело к созданию нового рынка, что в свою очередь потребовало появления новых промышленных предприятий, улучшения прежних и разработки совершенно новых технологий.[1]

Возможно, за несколькими исключениями, в настоящее время конкуренция для всех компаний резко усилилась и часто приводит к драматическим последствиям для некоторых участников рынка. Со стратегической точки зрения, в этих условиях есть только не­сколько вариантов приемлемых действий. Формирование устойчи­вого конкурентного преимущества за счет цены, высокого качества или контактов с потребителями может быть реализовано двумя способами: или путем приобретения преимущества у кого-то, кто уже его имеет, или путем его создания самостоятельно. Однако статистика показывает, что риск неудач при слияниях и поглощени­ях компаний является очень высоким. Существует множество при­меров, которые свидетельствуют, что подобные объединения раз­ных структур бизнеса не позволяют добиться обещанного и запланированного результата. На бумаге слияния и поглощения обычно выглядят очень хорошо. В реальной жизни они часто бы­вают «необузданными чудовищами», с которыми трудно справить­ся. Инновациями совсем непросто управлять, но риски, связанные с этим, становятся намного меньше, возможности намного больше, и операционные трудности преодолимы, если инновационный про­цесс хорошо понят и должным образом управляем. В связи с этим можно сделать предположение, что перманентная инновация - единственный реаль­ный способ обеспечения устойчивого конкурентного преимуще­ства для большинства компаний, которым можно пользоваться как теперь, так и в ближайшем будущем.

Инновации повсеместно принято рассматривать в качестве магис­трального пути, обеспечивающего постоянный рост и процветание компании. При помощи инновации, то есть введя новую техноло­гию, новые приложения в форме новых товаров и услуг, формирования новых рынков и введения новых организационных форм, мы увеличиваем итоговую ценность для потребителей, а в конечном счете усиливаем их лояльность.[3]

Развитие как процесс улучшения любой системы, в том числе, развитие отрасли, предприятия, личности начинается с новой философии, новой культуры. Речь идет, с одной стороны, о новой философии и культуре организации, определяемой трансформацией политики социально-экономических отношений в стране, с другой — определяемой необходимостью инновационных изменений, определяющих возможность существования и развития организации в условиях рынка. Следовательно, новая бизнес-среда определяет новую бизнес-культуру.

Если руководитель понимает, что основу развития  его организации составляет кадровый капитал, который определяет все процессы эффективной деятельности предприятия на рынке, то данное предприятие способно не только выжить в любых условиях изменяющейся среды, но и лидировать, развиваться, быть инноватором в отрасли.[10]

Качество профессионального образования определяется тем, насколько оно соответствует текущим и перспективным задачам социально-экономического развития общества. В соответствии с «Национальной доктриной образования в Российской Федерации» одной из стратегических целей образования является кадровое обеспечение динамично развивающейся рыночной экономики, интегрирующейся в мировое хозяйство.[8] Там же отмечено, что система образования призвана обеспечить подготовку высокообразованных специалистов, способных к профессиональной мобильности в условиях информатизации общества. «Образовательной политикой России на современном этапе (о модернизации образования)» определено, что высшие учебные заведения должны обеспечивать высокий уровень усвоения совокупности фундаментальных и специальных знаний и умений, гарантирующий формирование готовности студентов к будущей профессиональной деятельности.

Осуществляемые в России радикальные экономические преобразования требуют от руководителя не только совершенствования форм и методов управления предприятием, но и решения вопросов развития существующего бизнеса или организации нового. Успех профессиональной деятельности во многом зависит от владения будущими руководителями навыками бизнес-планирования.[8] Задачи бизнес-планирования нашли свое отражение в Государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования для специальностей «Менеджмент организации» и «Профессиональное обучение». Будущий специалист должен использовать методологию анализа рыночной среды на микроэкономическом уровне; производить расчеты основных экономических показателей предприятия; он организует и принимает участие в работе по проблемам экономики и организации производства, предпринимательской деятельности и т.д. Вместе с тем широкая компьютеризация всех сфер жизнедеятельности общества актуализирует роль компьютерных технологий как эффективного средства решения профессиональных задач.[9]

В настоящее время компьютерные технологии в образовательном процессе выполняют как минимум три функции: предмет изучения; инструмент для решения задач предметных областей; средство обучения. Они формируют определенную информационную культуру специалиста, способного решать проблемные задачи профессиональной деятельности в компьютерной среде. Базовая подготовка в области информатики на начальной стадии обучения в вузе может стать основой для вхождения в профессиональную деятельность.

Система формирования специалистов в области экономики и предпринимательства новых компетенций должна начинаться с процесса образования, т.е. получения знаний. Новые требования к экономистам диктуют и новые требования к бизнес-образованию, которое включает подготовку, повышение квалификации и переподготовку кадров. Разбор имитационных игр, тренинги дают хороший результат в системе обучения экономистов, но это только имитация проблем и возможностей наработанных и отработанных чаще всего преподавателями по определенным дисциплинам.[10] Когда студент приходит на предприятие, то у него появляется осознание потребности в определенных знаниях, потребности в навыках и умениях, необходимых для работы на конкретном предприятии, в конкретных условиях. При этом знания должны перерасти в умения, необходимые для реального бизнеса. Следовательно, обучение должно быть не только средством подготовки и повышения квалификации, но и средством решения проблем организации, условием ее выживания.

Экономические результаты образования могут быть самыми разнообразными по форме. При этом выгоды от получения "востребованного рынком" образования бывают натуральными и денежными, прямыми и косвенными. Как правило, человек, имеющий более высокое образование, получает более высокую заработную плату, лучше адаптируется к изменениям, вызванным научно-техническим процессом.[11]

Проблема состоит в том, что бы те люди которые получают дипломы, могли бы не только похвастаться бумажкой, но и быть действительно «нужными» для  сложившихся экономических отношений в обществе. Рыночная экономика требует от образования таких подготовленных людей, которые могли бы в кратчайшие сроки адаптироваться к функционированию организации, вникнуть в ее структуру и стать нормально функционирующим звеном в общем структурном механизме.

Но для того, чтобы подготовить таких людей необходимо использовать систему практического научения. Необходимы новые структуры на базе высших учебных заведений, которые способны эффективно соединить два важных процесса: процесса обучения и процесс реальной деятельности в бизнесе.

Только такое направление в подготовке кадров в области экономики позволит нашей стране восполнить в будущем большое отставание в частности в развитии инновационных процессов.

Литература:

1. Атоян В. Р. Плотников А. Н. Инвестирование инновационной производственно-хозяйственной системы / В. Р. Атоян, А. Н. Плотников // Инновации 2002. - № 9 – 10. С. 78 – 81.

2. Басовский А. Л. Управление инвестированием в новые информационные технологии / А. Л. Басовский, М. П. Переверзев. – Тула.: Изд-во ТГПУ им. Л. Н. Толстого, 2003. – 160 с.

3. Благова С. О. Теория организации и системный анализ / С. О. Благова, Ю. В. Фадива. – Тула: Изд-во ТГПУ им. Л. Н. Толстого, 2002. – 103 с.

4. Березовская М. Инновационный аспект экономического развития / М. Березовская // Вопросы экономики, 1997. – №3. – С. 58 – 67.

5. Вольский А. Индустриальная, инновационная и инвестиционная независимость / А. Вольский // Экономист. – 1999. – №4. – С. 3 – 10.

6. Воронцовский А. В. Инновации и финансирование / А. В. Воронцовский. – СПб.: Изд-во С.-Петербургского ун-та, 1998. – 527 с.

7. Феликс Янсен. Эпоха инноваций / Феликс Янсен – Москва: Изд-во ИНФРА-М, 2002. – 307 с.

8. Абалкин Л. Н. Выбор за Россией. М.: Институт экономики РАН, 1998. – 218 с.

9. Басовский А. Л. Управление инвестированием в новые информационные технологии. Тула.: Изд-во ТГПУ им. Л. Н. Толстого, 2003. – 160 с.

10. Бекетов Н. В. Научно-инновационные системы регионов: проблемы реформирования и развития // Инновации. - 2002.–№9–10. С. 72 – 77.