Каталог статей |
Верещагина Е.В, Чернявский Е.В. Мотивация студентов в системе управления знаниямиРеформирования образования в Украине, сделало необходимым повсеместное использование и применение информационно-коммуникационных технологий в процессе профессионального обучения. Необходимым условием успешной мотивации студентов в учебном процессе является эффективное учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы с использованием информационных технологий.Актуальность решения этой проблемы настоятельно требует пересмотра сложившейся практики организации обучения студентов на основе внедрения информационно-коммуникационных технологий. В современных условиях информатизации общества и педагогической системы проблема мотивации студентов переходит на качественно новый уровень. Учитывая сложившую конкурентную среду в реализации образовательных услуг, нужно уделять особое внимание мотивационному фактору познания знаний студентами, определить методы, механизмы и инструменты процесса обучения и воспитания. В последнее время в образовательных учреждениях широко используются информационно - коммуникационные технологии (ИКТ). Данное явление способствовало интенсивному развитию учебного программного обеспечения, которое позволяет успешно решать многие задачи современной образовательной системы: разнообразие форм представления учебного материала, доступность образования, использование новых технологий и методов образования и многие другие. Следует заметить, что в области образования ответом на принципиально новые вопросы, возникающие в связи с изменением обстановки во всём мире, может стать использование ИКТ. Процесс информатизации образования актуализирует разработку подходов к использованию технических и дидактических потенциалов информационных технологий для развития личности обучаемого, развития способностей к альтернативному мышлению, формирования умений разработки стратегий поиска как учебных, так и практических задач. Необходима активная познавательная, самостоятельная мыслительная деятельность, владение способами познавательной деятельности, их совокупностью. В связи с этим можно выделить дидактические возможности информационной мотивации в организации познавательной деятельности студентов: · придание гибкости учебному процессу путем вариативности в изменении содержания и методов преподавания и учения, форм организации учебных занятий; одновременного сочетания разных методик для разных групп обучающихся; возможности поэтапного продвижения к цели по линиям различной степени сложности и т.д. с использованием ИКТ; · активизация учебно-познавательной деятельности студентов за счет игрового характера, повышенной динамичности, диалоговой формы обучения, включения элементов исследования, моделирования качественно нового уровня визуализации изучаемого материала; · усиление мотивации и познавательного интереса в учении за счет эффекта новизны, возможности индивидуализировать обучение, реализации многочисленных технических возможностей ИКТ. Мотивация учебно-познавательной деятельности студентов оказывает общее стимулирующее воздействие на протекание мыслительных процессов, становится источником интеллектуальной активности; мобилизует творческие силы на поиск и решение задач, положительно влияет на качество знаний, их глубину и действенность, широту и систематизацию.[3, с 224] Влияние мотивации на познавательную деятельность приобретает все новые «очертания», так как в сегодняшнем мире эскалации внедрения информационно-коммуникационных технологий в образование, студенты все чаще видят мотивационный фактор получения знаний, умений и навыков любых дисциплин на основе постоянного использования ИКТ на занятиях, тем самым, удовлетворяясь учением. Удовлетворенность учением зависит от степени удовлетворенности этой потребности. Эта потребность заставляет студентов больше концентрироваться на учебе, и в то же время повышает их социальную активность и знания в информационной среде. Развитие познавательного интереса проходит три наиболее общих этапа: 1. ситуативный познавательный интерес, возникающий в условиях неопределенности; 2. устойчивый интерес к определенному предметному содержанию деятельности; 3. включение познавательных интересов в общую направленность личности, в систему ее жизненных целей и планов. Эффективным средством активизации познавательной деятельности студентов является новизна методов обучения, вовлеченность студентов в его экспериментальную форму. Познавательную мотивацию рекомендуется формировать на основании следующих принципов[2, с 142]: · познавательная мотивация выступает не столько проявлением устойчивой личностной черты, сколько отражением заданных условий деятельности; · познавательная мотивация возникает в проблемной ситуации, что показывает ее не только внутреннюю, но и внешнюю обусловленность; · возникновение и развитие познавательной мотивации во многом обусловлено типом взаимодействия и общения преподавателя и студентов, а также студентов между собой; · развитие познавательной мотивации студентов во многом зависит от педагогического мастерства преподавателя, его умения правильно организовывать деятельность студентов, побуждать их к развитию познавательной мотивации. Мотив обучения должен лежать внутри самой учебной деятельности. Достичь этого можно двумя путями. Первый и самый важный – сделать процесс обучения максимально интересным для студента, приносящим ему удовлетворение и даже удовольствие; помочь студенту сформировать такие мотивы и установки, которые позволят ему испытывать удовлетворение от преодоления внутренних и внешних препятствий в учебной деятельности.[1, с 184] На успешность обучения студентов в высших учебных заведениях влияют многие факторы: материальное положение; состояние здоровья; возраст; уровень довузовской подготовки; мотивы выбора вуза; адекватность исходных представлений о специфике вузовского обучения; организация учебного процесса в вузе; материальная база вуза; престижность вуза, индивидуальные психологические особенности студентов. Все рассмотренное выше свидетельствует об актуальности использования информационно-коммуникационных технологий в различных аспектах образовательного процесса, так как свидетельствует о повышении познавательной мотивации студентов в процессе обучения и воспитания. Литература: 1. Виштак О. В. Мотивационные предпочтения абитуриентов и студентов // Социол. исслед. 2005. № 2, 278с. 2. Маркова, А.К. Формирование мотивации учения / А.К. Маркова, Т.А. Матис, А.Б. Орлов. – М.: 2003. – 192 с. 3. Каптерев, Андрей Игоревич. Менеджмент знаний: от теории к технологиям: науч.-метод. пособие / А. И. Каптерев. - М. : Либерея, 2005. – 296с. |