Каталог статей

Фролова Н.Д.

Принципы и подходы рационального формирования инновационно-образовательного кластера

            В последнее время в России происходит осознание значимости кластерного подхода в решении задач модернизации и технологического развития национальной экономики и в практическом внедрении поддерживающих инновационную деятельность институциональных структур, сетевых и кластерных образований. Данный интерес объясняется широкомасштабным положительным опытом кластеризации экономик многих развитых стран мира, доказавшим не в теории, а на практике эффективность использования сетевых структур в повышении конкурентоспособности экономики как отдельных регионов, так и страны в целом. Преимущества кластерного подхода способны стать для России «локомотивами» экономического роста. Система кластеров позволяет придать гибкость организации управления инновационным процессом на большой по масштабам территории России. Еще одно несомненное преимущество кластерного подхода состоит в возможности решить проблему ограничения инвестиционных ресурсов в обеспечении инновационной деятельности, поскольку, как показывает зарубежный опыт, они, как магнит, притягивают к себе все новые и новые инвестиции, в том числе иностранные.

Одной из важнейших причин рационального формирования инновационно-образовательного кластера является мотивация и закрепление молодых людей в сфере науки, образования и инновационного предпринимательства. Такой мотивацией для них является мобильность кластера: он может работать в исследовательской лаборатории, преподавать, работать в корпорации или создать свое собственное малое инновационное предприятие. Для этого у него есть определенная свобода выбора. Эта свобода выбора заключается, не в том, что он может выбрать себе работу или помощника ученого или преподавателя, а в том он может таким образом  найти свой путь самореализации в рамках профильной для кластера деятельности. Учитывая и то, что многие виды деятельности (коммерческая деятельность, исследование или  преподавание) участник кластера так же может делать параллельно.

В сущности,  инновационно-образовательный кластер – кластер, ядром которого являются географически сконцентрированные образовательные и научные учреждения, а также инновационные предприятия, тесным образом взаимосвязанные и реализующие совместные проекты. Один из многих положительных моментов инновационно-образовательного кластера состоит в том, что он привлекает лучших преподавателей, ученых и студентов из разных регионов и стран. Сильная научно-образовательная составляющая   – основа для коммерчески востребованной инновационной деятельности. Для сравнения приведем в пример шведский кластер биотехнологий (Упсала), в который  входят Университет Упсалы, Сельскохозяйственный Университет Швеции (академические исследования); Национальный Ветеринарный Институт, Агентство Медицинской Продукции, Национальная Пищевая Администрация (государственные агентства); Академический госпиталь Упсалы, Институт Исследования Рака, Центр Клинических Исследований, Центр развития биотехнологий (прикладные исследования и исследовательские центры). Можно привести в пример и Research Triangle в Северной Каролине (США) - насыщенный инновационными компаниями регион, вершины которого образуют три университета: North Carolina State University, Duke University, University of North Carolina at Chapel Hill (5).

Рационально сформированный инновационно-образовательный кластер взаимодействует с крупными корпорациями – заказчиками инноваций, органами государственной власти (в том числе с институтами развития), а так же финансовыми организациями. Для активации предпринимательского потенциала в сфере деятельности кластера необходимо выделить особую значимость венчурного финансирования. Важно подчеркнуть и то, что рациональное формирование инновационно-образовательного кластера должно усилить не только сильные стороны региональной экономики, но и постоянно взаимодействовать с другими кластерами в регионе. Наиболее важным представляется развитие малых инновационных предприятий в кластере. Они могут создаваться как «с нуля», так и отсоединяться от существующих крупных и средних фирм. Кластер предоставляет необходимую инфраструктуру, человеческие ресурсы и социальный капитал. Также, что тоже очень важно, при неудаче кластеризация снижает риск потерь. Это означает, что неуспешную фирму можно закрыть или продать. Что касается работников, то  они могут пойти работать в другую фирму, не меняя специальность, наемным работником, устроиться в вуз или НИИ, открыть еще одну фирму (возможно с другим составом партнеров).

Таким образом, рационально сформированный функционирующий инновационно-образовательный кластер будет способствовать созданию инфраструктуры для самореализации человека в сфере деятельности кластера. Можно сказать, это еще одна полноценная «карьерная лестница» (наряду с государственной службой или карьерой в крупной компании). И чем больше у человека реальных возможностей для саморазвития и роста как социального, материального так и творческого, особенно в инновационно-образовательной сфере, тем выше вероятность благосостояния населения страны в целом. Во-первых, целью создания образовательного кластера является подготовка высококвалифицированных кадров по различным специальностям. Во-вторых, для создания крупных программ и проектов экономического, образовательного, технологического и социального характера. А так же для активизации инновационной деятельности,  научных исследований, обеспечения условий и возможностей для их реализации. И, в-третьих, для повышения эффективности использования информационных, интеллектуальных, материальных ресурсов при подготовке специалистов и при проведении научных исследований в сфере культуры, образования, техники, науки и социальной сферы.

Что касается принципов  рационального формирования  инновационно-образовательного  кластера, здесь следует выделить следующие (2):

- единство инновационного, научного и учебного процессов во ваимодействии с социальной и экономической сферой;

-инновационная направленность, что означает проведение фундаментальных научных исследований, тиражирование, передачу в практику наукоемких и образовательных технологий;

-организационное, научное, учебно-методическое и информационное взаимодействие между всеми подразделениями образовательного кластера, равенство и учет всех интересов;

-взаимосвязь образовательных программ различных уровней, в том числе ускоренных сроков для их усвоения и непрерывность образовательного процесса.

            В качестве основных принципов организации рационального формирования инновационно-образовательного кластера многие авторы выделяют следующие:

-   принцип комплексности теоретических и практических знаний.

- принцип соответствия образовательной системы кластера закономерностям возрастного развития реципиентов образовательного процесса.

- принцип единства образовательной, воспитательной и развивающей функций обучения в сетевом кластере.

- принцип стимулирования и мотивации обучающихся к учению на основе самоорганизации.

-  принцип проблемности.

-  принцип соединения коллективной учебной работы с индивидуальным подходом в обучении.

- принцип ориентированности на личностный инновационный потенциал обучающихся.

- принцип соответствия учебно-информационной базы содержанию обучения и дидактической системе.

Наиболее развернутую характеристику принципов формирования инновационно-образовательных кластеров можно представить в виде следующей схемы:

Рис.1. Принципы формирования инновационно-образовательных кластеров.

Что касается подходов рационального формирования инновационно-образовательных кластеров, то здесь можно выделить целый ряд уже апробированных практикой систем содействия формированию кластеров:

1) программы, направленные на объединение деловых людей (иногда в определенной области техники) в расчете на то, что расширение сетей приведет к расширению сотрудничества;

2) инициативы по подбору партнеров, например, создание баз данных, к которым могут обращаться фирмы, ищущие партнеров по своей сфере деятельности;

3) финансирование посреднических (агентских) инициатив, здесь примером является программа, организованная DTI в Дании и впоследствии распространенная на другие страны;

4) шефские инициативы, когда оплачиваются услуги консультантов, чтобы они следили за процессом формирования кластеров с начала до первых шагов сотрудничества. Крупным фирмам выделяются государственные средства, чтобы они шефствовали над группой более мелких фирм;

5) государственное финансирование некоторых кластерных проектов на конкурсной основе. В этом случае, представители разных проектов сотрудничества могут подавать заявки на субсидии, причем, государственные средства получают (частично) лишь самые лучшие проекты. При такой конкуренции чистый инновационный результат субсидирования может быть весьма высоким.

Однако необходимо подчеркнуть важность осознания самими фирмами этих возможностей кластерных стратегий в рамках своих собственных стратегий. Правительства всех уровней могут привлекать внимание к потенциальным опасностям и возможностям, а также в той или иной мере поддерживать инициативы в этом направлении. Они же могут оказывать помощь в устранении барьеров на пути сотрудничества, предоставляя консультационные услуги, а также распространяя передовой опыт формирования и функционирования кластерных промышленно-инновационных систем. Фирмам же надлежит брать на себя ответственность за те процессы, которые вытекают из этих мероприятий, и их успешное осуществление(3).

Результаты деятельности образовательного кластера найдут отражение в повышении эффективности образовательного процесса, его эргономичности, системности и самоорганизации в опоре на возникающие системные новообразования: профессиональную культуру педагогов и психологическую культуру родителей, повышение ресурсообеспеченности образовательных технологий, инновационный потенциал участников образовательного процесса и др.

В условиях образовательного кластера происходит активизация и использование творческого потенциала молодежи в научной и инновационной деятельности, что способствует изменению качеств инновационной экономики как системы: гибкости, динамичности, вариативности, адаптивности, стабильности, прогностичности, преемственности, целостности. Активизация и использование творческого потенциала – это целенаправленный процесс, который и в содержательном, и в организационном аспекте зависит от поставленных целей и ожидаемых результатов, подчиненных целям подготовки специалистов к профессиональной деятельности в условиях развития инновационной экономики, а также повышения качества подготовки специалистов на основе интеграции научной, образовательной и инновационной деятельности, способности к самореализации на основе удовлетворения личностных, общественных и государственных потребностей.

            Таким образом, анализ российской практики реализации кластерного подхода в решении задач инновационного развития позволяет сделать вывод о том, что Россия сегодня пытается использовать преимущества кластерного подхода в решении задач модернизации и инновационного развития страны. Однако она находится в начале пути, переживая этап адаптации понятия «кластерная политика» к специфике российских условий функционирования государственной власти, науки и образования, бизнеса и общества. Учитывая многолетний опыт реализации кластерных стратегий в области решения задач инновационного развития, следует использовать лучшие мировые модели построения инновационных кластеров с учетом российской специфики.

Литература:

1. Асадуллин Р.М. Интеграция как новая форма сопряжения образования, науки и практики в регионе //Аккредитация в образовании. 2009. № 32.

2. Горшнева О.В. Кластеры: сущность, виды, принципы организации и создания в регионах // Экономический вестник Ростовского государственного университета. –  2006. – №4 ч.2.

3. Дробышевская Л.Н. Инновационная модернизация экономики России // Инновационное развитие российской экономики : материалы науч.-практ. конференции. М., 2010

4. Портер М. Конкуренция. – СПб. – Москва – Киев, 2003.

5. Сучков В., Сафин Р., Корчагин Е., Айтуганов И. Взаимодействие профессионального образования и производства как фактор модернизации подготовки компетентных специалистов // Высшее образование в России. 2008. № 12.

6. Трофимова О.М. «К вопросу о формировании  инновационных кластеров в региональной экономике» // Научный вестник Уральской академии государственной службы. –  2008-2011. Электронная версия регулярного бумажного издания © УрАГС.

7. Хасанов Р.Х. Реализация региональной промышленной политики с использование кластерных подходов. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: [сылка более недоступна}