Каталог статей | ||||||||||||
Лобунец В.С. Тенденции формирования и функционирования инновационной системы Ростовской областиИнновационная деятельность как главный фактор роста экономики России и повышения ее конкурентоспособности приобретает особое значение в условиях ужесточения мировой конкуренции и глобализации мировых хозяйственных процессов.Формирование национальных инновационных систем является главным фактором долгосрочного роста мировой экономики. Впервые понятие национальная инновационная система (НИС) было использовано в 1987 году К. Фриманом в его исследовании инновационной политики в Японии. Понятие НИС по-разному трактуется различными учёными-экономистами. Например, М. Портер и Р. Нэльсон под НИС понимают «симбиоз различных факторов, которые на уровне экономики в целом поддерживают процессы приобретения, производства, диффузии и адаптации нового технологического знания»[4]. Правительство РФ под национальной инновационной системой понимает «совокупность субъектов и объектов инновационной деятельности, взаимодействующих в процессе создания и реализации инновационной продукции и осуществляющих свою деятельность в рамках проводимой государством политики в области развития инновационной системы»[1]. В настоящее время актуальность приобретает проблема формирования и эффективного функционирования региональной инновационной системы (РИС). Основной целью формирования РИС является создание преференциальных условий инновационной деятельности на каждой конкретной территории. Одним из первых разработчиков концепции РИС стал профессор Филипп Кук из Центра специальных исследований Кардиффского университета (Великобритания). Именно он предложил формальное трёхзвенное определение РИС как «набора узлов в инновационной цепочке, включающей в себя непосредственно генерирующие знания фирмы, а также организации, предприятия, использующие (применяющие) эти знания, и разнообразные структуры, выполняющие специализированные посреднические функции: инфраструктурное обеспечение, финансирование инновационных проектов, их рыночную экспертизу и политическую поддержку» [4, 5]. Исходя из определения национальной инновационной системы можно дать следующее определение региональной инновационной системы как совокупности организаций и структур, расположенных в рамках конкретного региона и осуществляющих деятельность по созданию и реализации инновационной продукции, а также совокупности региональных институтов, отвечающих за реализацию развития региона на основе соответствующей нормативно-правовой базы. В частности, все элементы, необходимые для успешного построения работающих РИС повторяют хорошо известные схемы НИС, сведённые до регионального уровня – с чётким акцентом на активное развитие жёстко ограниченного числа приоритетных для данного региона сильных отраслей. Основной целью формирования РИС является социально-экономическое развитие территории путём: - увеличения поступлений в государственный и региональный бюджет за счёт увеличения доходов населения от объёмов реализации наукоёмкой продукции; - повышения качества образования населения; - создания новых рабочих мест работников интеллектуальной и производственной областей; - решения социальных проблем за счёт новаторских разработок. Основной деятельностью в виде производства инновационной продукции занимаются субъекты – организации и лица, стимулирующие и развивающие инновационную деятельность с учётом её специфических особенностей:
А органы власти и управления в свою очередь осуществляют регулирование и контроль за нормативно-правовым полем инновационной деятельности. Тщательно проработанная инновационная политика региона должна включать аутентификацию ниш, которые регион нацелен занять на национальном и международном рынках; планирование процесса создания технологических преимуществ путем интеграции НИОКР, международного лицензирования создания совместных предприятий и приобретений. Существующая зарубежная практика инновационного развития территорий показывает, что максимальный успех в становлении РИС достигается при одновременном выполнении следующих условий [4, 5]: 1. Достаточность исходного научно-производственного потенциала территории. Он обязательно должен содержать критическую массу доминирующих элементов, на основе которых в разумные сроки можно будет создать инновационные цепочки и обеспечить реальный конкурентоспособный выход новой высокотехнологичной продукции. 2. Территориальные конкурентные преимущества. Причём в качестве конкурентных преимуществ территории необходимо рассматривать не только современные производственные мощности и исследовательский потенциал, но и географическое расположение территории, природные ресурсы, климатические особенности территории, наличие транспортных коммуникаций, образовательный уровень населения. 3. Ёмкие рынки сбыта существующей и перспективной продукции хозяйственного комплекса территории. Отсутствие реальных ёмких рынков сбыта продукции неизбежно приведёт к стагнации развития производственного комплекса территории и торможению инновационного процесса. 4. Достаточность источников финансовых средств. Инновационное развитие территории – капиталоёмкий процесс, включающий в себя переоснащение существующих и создание новых производственных мощностей, масштабное развёртывание научно-технологической деятельности, интенсивное развитие инфраструктуры, а также неизбежную перестройку всего хозяйственного комплекса территории. 5. Влиятельная поддержка инновационного развития территории со стороны органов власти. Принципиально важно для успешного достижения цели, чтобы политика органов власти различных уровней была ориентирована на активное взаимодействие и сотрудничество, как между собой, так и с секторами экономики территории. Переход к инновационному типу воспроизводства предполагает не только обеспечение достижений определённых научно-технических и технологических результатов, но и комплексное развитие территории на базе активизации инновационной деятельности. С учётом отечественного и зарубежного опыта можно сформулировать следующий алгоритм формирования региональных инновационных систем: 1. Создание законодательного разграничения полномочий федеральных и региональных органов власти, касающихся инновационной деятельности в рамках единой федеральной нормативно-правовой базы. 2. Проведение комплексного анализа региона для определения перспектив социально-экономического развития. 3. Разработка и апробация механизмов формирования на базе научно-производственных комплексов регионального инновационного пространства. 4. Выбор направлений развития исходя из максимально возможного использования имеющихся конкурентоспособных компонентов ресурсного, производственного, научного и интеллектуального потенциалов региона. 5. Формирование инновационного рынка потребления результатов новаторской деятельности с учётом тенденций технологического прогресса. 6. Проведение систематического мониторинга для выявления пробелов и предотвращения повторных проблем в становлении РИС. Предложенный алгоритм формирования РИС – универсальный для всех субъектов РФ, независимо от уровня инновационного потенциала. Алгоритм может быть дополнен и аккомодирован для конкретного региона исходя из его региональной специфики. Что касается Ростовской области, то она обладает значительным научно-техническим потенциалом, на основании сформированного инновационного законодательства, включающего Областной закон от 12.07.2011 № 628-ЗС «Об инновационной деятельности в Ростовской области» [3], последовательно осуществляет политику, направленную на развитие и поддержку инновационной деятельности. Её научно-технологический комплекс (НТК) имеет сложную структуру и характеризуется следующими блоками: - научно-технический блок, состоящий из 104 организаций всех форм собственности, выполняющих исследования и разработки; - производственно-технологический блок, объединяющий предприятия высокотехнологичных отраслей экономики (5,5% общего числа предприятий материальной сферы экономики); - образовательный блок, включающий 87 государственных высших и средних профессиональных учреждений, 350 образовательных учреждений подготовки и переподготовки кадров; - инфраструктурный блок, включающий три технологических парка, одну лабораторию трансферта технологий, ряд ведомственных и межотраслевых информационных центров, консалтинговых фирм; - управленческий блок представлен структурными подразделениями областных министерств, вузов, исследовательских институтов, научного центра РАН [2]. По данным Ростовского центра научно-технической информации, приоритетными проектами, позволяющими Ростовской области осуществлять значительный технологический прорыв, являются проекты по следующим направлениям: - энергосберегающие и экологоохранные технологии, автономные энергоисточники; - принципиально новые материалы, обеспечивающие сокращение потребности в традиционных материалах из природного сырья, использование материалов с заранее заданными свойствами, требующими минимальной обработки; - системы машин и производственных технологий новых поколений; - авиакосмические технологии, новые поколения средств транспорта и связи; - оборонно-технические системы и системы безопасности новых поколений; - ультразвуковые и нейрокомпьютерные технологии, медицинские приборы и оборудование, нанотехнологии[3]. Ростовская область обладает достаточным научно-производственным потенциалом, имеет реальные конкурентные преимущества, а также достаточно ёмкие рынки сбыта хозяйственного комплекса области. Основная проблема перехода к инновационному типу производства – отсутствие механизмов – связующих элементов, обеспечивающих бесперебойное протекание всех фаз инновационного процесса на территории региона. Новизна формирования РИС заключается в постановке, разработке и реализации её механизмов и элементов. Эффективность функционирования РИС во многом будет зависеть от степени восприимчивости регионов к инновационному развитию. При формировании региональных инновационных систем должен быть учтён сложившийся уровень развития инновационного потенциала региона и обоснована необходимость её формирования в конкретном регионе. Необходимо помнить, что отсутствие конкретной региональной системы грозит сдерживанию инновационных процессов. Таким образом, на данном этапе экономического развития Ростовской области целесообразно формирование такой производственной системы, которая будет ориентирована на создание адекватной производственной базы, создающей заинтересованность в развитии инноваций и на этой основе к постепенному переходу к инновационному типу воспроизводства. При определении основных направлений политики в области развития РИС необходимо предусмотреть объединение усилий и ресурсов региональной власти, направленных на формирование РИС и её эффективное функционирование, и предпринимательского сектора экономики для активизации инновационных процессов, объединение всех звеньев РИС в единый механизм в интересах формирования инновационного источника экономического развития региона. Именно РИС могут обеспечить становление конкурентоустойчивости экономики и позволят России выйти на новую траекторию социально-экономического развития, обеспечить качество жизни населения на уровне развитых стран. Литература: 1. Шайбова Л.Ф., Межнецкая А.Л. Формирование РИС в России // Инновационная экономика. 2011. № 2. С. 97. 2. Распоряжение Правительства РФ от 08.12.11 № 2227-р «Об утверждении Стратегии развития РФ на период до 2020 г.» 3. Проект стратегии социально-экономического развития Ростовской области на период до 2020г. Ростов-на-Дону, 2011. 4. Cooke P., Morgan K. The network paradigm: new departures in corporate and regional development // Environment and Planning. 1993. Vol. 11. P. 543–564. 5. Cooke P. The Rise of the Rustbelt. L.: University College London, 1995. | ||||||||||||