Каталог статей | ||||||
Есенгалиева Ж.С. Основные жизненные циклы реализации научно-инновационных проектовПроцесс введения новшества на рынок является одной из важнейших фаз инновационного процесса, в результате которого появляется реализованное, использованное изменение - инновация. Однако при создании инновации необходимо пройти определенные стадии как в информационном поле, так и технологическом и ресурсном, проводя при этом постоянный мониторинг современного рынка[1].Период времени от зарождения идеи, создания и распространения новшества и до его использования принято называть жизненным циклом научно-инновационного проекта. Жизненный цикл инновации представляет собой определенный период времени, в течение которого инновация обладает активной жизненной силой и приносит производителю и/или продавцу прибыль. Жизненный цикл научно-инновационного проекта характеризует конкретные закономерности развития производства, сбыта продукции и прибыли фирмы на конкретном рынке во времени, т.е. динамику поведения конкурентоспособного товара на рынке. Жизненный цикл инновации в этом случае показывает, что всякий товар как продукт имеет ограничения по периоду продолжительности жизни, в процессе которого он проходит несколько определенных стадий: период развития (разработка), внедрение, рост, зрелость и спад. Схематичное изображение динамики объемов сбыта товара и прибыли представлено на рисунке 1. Рассмотрим особенности каждой стадии жизненного цикла инновации[2]. Создание инновации. Эта стадия является наиболее важной на всем жизненном пути товара и имеет большую продолжительность. Создание инновации состоит в комплексе работ по превращению результатов научных исследований (фундаментального и прикладного характера) в образцы новых продуктов, их адаптации на рынке и оценке условий включения в экономический оборот. Стадия НИОКР является начальной стадией инновационного проекта, на которой следует оценить вероятность достижения требуемых научно-технических показателей проекта и влияние их на результаты деятельности предприятия. Внедрение. Эта стадия начинается с первым выходом товара на рынок, связана с освоением производства, ростом продаж и наращиванием экономического результата. Маркетинговая стратегия на данной стадии должна быть направлена на информирование потребителей. На этой стадии необходимо спрогнозировать цену и объем производства нового товара. Рост. Рекламная поддержка нового товара требует больших затрат, так как увеличивается конкуренция. Прибыли на этой стадии растут в связи с тем, что издержки на стимулирование сбыта приходятся на больший объем продаж при одновременном сокращении издержек производства. Для максимального удлинения этой стадии стратегия должна быть следующей: повышение качества инновации, проникновение в новые сегменты рынка, использование рекламы, ориентированной на приобретение, своевременное снижение цены.
Рисунок 1 – Жизненный цикл научно-инновационного проекта Зрелость. Эта стадия обычно является самой продолжительной и может быть представлена в виде последовательности: замедление роста - стабильность - снижение спроса. Спад. Данная стадия характеризуется уменьшением объема продаж, снижением эффективности. С учетом последовательности проведения работ жизненный цикл инноваций рассматривается как инновационный процесс[3]. Инновационный процесс может быть рассмотрен с различных позиций и с разной степенью детализации: как параллельно-последовательное осуществление научно-исследовательской, научно-технической, производственной деятельности и маркетинга, как процесс финансирования, инвестирования разработки и распространения нового вида продукта. В этом случае он выступает в качестве инновационного проекта. Расходование всех видов ресурсов на отдельных стадиях в ходе отработки проектов НИОКР является неравномерным и зависит от характера работ. Финансовые ресурсы представлены на рисунке 2 в виде кривой кумулятивных денежных затрат проекта НИОКР.
Рисунок 2 – Финансовый профиль проекта НИОКР Таким образом, концепция жизненного цикла инновации играет принципиальную роль при планировании производства инноваций, при организации инновационного процесса, а также при создании и оценки научно-инновационного проекта. Эта роль заключается в следующем: - концепция жизненного цикла инновации вынуждает руководителя хозяйствующего субъекта анализировать хозяйственную деятельность как с позиции настоящего времени, так и с точки зрения перспектив ее развития; - концепция жизненного цикла инновации обосновывает необходимость систематической работы по планированию выпуска инноваций, а также по приобретению инноваций; - концепция жизненного цикла инновации является основой анализа и планирования инновации. При анализе инновации можно установить, на какой стадии жизненного цикла находится эта инновация, какова ее ближайшая перспектива, когда начнется резкий спад и когда она закончит свое существование; - концепция жизненного цикла инновации определяет дальнейшую реализуемость проекта, т.е. проект реализуем только при прохождении полного жизненного цикла[4]. Литература 1. Мутанов Г., Экономико-математические методы и модели.- Изд. 2-е, доп.-Алматы: Қазақ университеті, 2011. -380с. 2. Мутанов Г., Абдыкерова Г. Информационная система оценки инновационные проектов. – Усть-Каменогорск: ВКГТУ, 2010. – 136 с. 3. Евдокимова Л.О., Слесарева Л.С. Инновационный менеджмент: уч. пособие. - СПб.: 000 «Андреевский издательский дом», 2-е изд., 2007. – 168 с. 4. Башин М.Л. Планирование научных исследований и ОКР. - М.: Экономика, 1990. - 250 с.
| ||||||