Каталог статей | |||
Меркулова Ю.В. Проблемы формирования мобильной и эффективной системы планирования российской экономикиПереход к рыночной системе хозяйствования в нашей стране означал отказ от существовавшей долгие годы директивной, централизованной системы планирования. Однако отказ от старой системы планирования не привёл к формированию новой эффективной системы планирования, адекватной рыночным условиям хозяйствования. В то же время, всё очевидней, что дальнейшее повышение эффективности хозяйствования напрямую связано с формированием современной, мобильной системы планирования. Безусловно, данная система планирования должна учитывать особенности отечественного хозяйства, но и соответствовать мировым стандартам, быть не менее эффективной тех систем планирования, которые применяются за рубежом.В настоящее время в зарубежной и отечественной практике намечается отход от традиционных методов долгосрочного планирования, основанных на анализе достигнутого уровня развития хозяйствующего субъекта и прогнозе путём экстраполяции тенденций роста. Приходящее на смену ему стратегическое планирование, не использует метод экстраполяции, а основано на комплексном, системном подходе. Современные компании, функционирующие в условиях рынка, ведут свою практическую деятельность в условиях быстро меняющихся целей и задач. Поэтому они ограничены временными рамками решения этих задач. Фактор времени выходит на первый план. В этих условиях за рубежом получила развитие теория стратегического управления, управления путём ранжирования стратегических задач, планирования по слабым сигналам. Организационно-управленческие структуры хозяйствования в российской экономике не приспособлены к таким моделям, нет управленческих кадров достаточной квалификации и опыта работы. Кроме того, большое значение имеет разное деловое окружение и уровень мобильности хозяйственных связей. Зарубежные компании отличаются большей гибкостью хозяйственных связей. В силу особого монополизма отечественной экономики, предприятия, например, при замене поставщика комплектующих изделий или торгового посредника, часто оказываются лишены какого-либо альтернативного выбора. Тем самым, не только несовершенные системы управления, но и монополизм ограничивает простор действий отечественных компаний и диапазон выбора (замены) ими деловых партнёров. Для отечественных предприятий существует ещё одна проблема – ограничение по ресурсам. Техническая база большинства отечественных предприятий в отличие от зарубежных компаний является устаревшей, требуется её кардинальное обновление. Причём, техническая отсталость отечественных компаний – это не единичный случай, а почти закономерность. А для того, чтобы компании быть маневренной в ресурсном обеспечении, надо иметь хорошие стартовые позиции. Инвестиционная активность в отечественной хозяйственной среде – ниже, чем в зарубежной. Банковская система развита слабее. Для отечественной экономики больше подходит модель стратегического планирования, которая, на мой взгляд, должна быть расширена и усовершенствована с учётом специфики хозяйствования отечественных предприятий. Подобная модель приведена на рис.1. Она включает анализ и прогноз ресурсных возможностей фирмы, рынков, потребительского спроса, конкуренции и конкурентного статуса фирмы, дифференциации товарного предложения и диверсификации деятельности фирмы, а также выбор товарных и ресурсных стратегий. На рисунке 1 показана цепочка взаимосвязей между различными стадиями анализа и прогноза в процессе стратегического планирования, а также проиллюстрирован механизм формирования стратегических программ. Стратегическая программа фирмы включает ассортиментный план производства, а для каждого вида товара, входящего в товарный ассортимент фирмы, определяется число модификаций его предложения, объём предложения, диапазон ценовых и качественных параметров предложения, а также составляется программа ресурсного обеспечения, а именно: планируется расход материальных ресурсов, число и состав привлекаемых кадров, определяются базовые технологии, объём и состав задействованных производственных мощностей. Все функциональные подразделения предприятия участвуют в формировании основных показателей товарного предложения. Тем самым в каждом товаре заложен синергетический эффект работы всех функциональных подразделений фирмы.
Рис.1. Методология стратегического планирования фирмы (условные обозначения: ТехР – технико-технологические ресурсы; КР – кадровые ресурсы; МР – материальные ресурсы; А1,А2,Аl – товарные ассортименты;, ,,,,, – виды товаров в товарных ассортиментах; - глубина товарного ассортимента; - объём предложения конкретного вида товара; - качественные параметры товаров конкретного вида; - ценовые параметры товаров конкретного вида). С помощью предложенной модели стратегического планирования можно не просто расставлять приоритеты разных видов деятельности и видов выпускаемой продукции, но и фактически решать задачи многоцелевой оптимизации при определении стратегий развития и планов их реализации. Однако отечественная экономика всё больше интегрируется в мировую экономику. Следовательно, факторы риска и неопределённости будут возрастать. Поэтому модели стратегического планирования следует соединить с такими механизмами и системами планирования, которые бы позволяли учитывать, прогнозировать риски и неожиданные ситуации, разрабатывать адекватные им варианты решений. Поэтому я предлагаю стратегическое планирование в отечественной экономике сочетать с ситуационным планированием. Ситуационное планирование в экономике сродни сценарному планированию или моделям стратегического управления, широко развитым в зарубежных странах. Однако ситуационное планирование имеет отличные от данных моделей черты и, безусловно, будет иметь свою специфику осуществления в отечественной экономике. Мной предлагается следующая методология ситуационного планирования: 1 этап/ необходимо все возможные ситуации классифицировать на: а/ обычные, часто повторяемые и предсказуемые; б/ предсказуемые с определённой степенью вероятности, повторяющиеся с определённой частотой; в/ слабо предсказуемые (по слабым сигналам); г/ непредсказуемые, но имеющие аналоги решения; 5/ непредсказуемые, не имеющие аналогов решения. Все перечисленные ситуации являются динамическими. Поэтому их надо исследовать как динамические процессы; 2 этап/ необходимо применить разные подходы к исследованию возможных ситуаций. Для обычных, предсказуемых или предсказуемых с определённой степенью вероятности ситуаций целесообразно применять аналитическо-прогнозный подход. Для ситуаций, предсказуемых по слабым сигналам, целесообразно использовать прогнозно-вероятностный подход, а для непредсказуемых ситуаций – имитационно-событийный подход. Любые, даже слабо прогнозируемые ситуации целесообразно исследовать, как событийно-ориентированные системы, так как в данном случае ситуация возникает из реального события, которое произошло, происходит или вероятно может произойти в будущем; 3 этап/ построение динамических моделей развития ситуаций. Каждую ситуацию следует проанализировать в развитии. Сложность решения экономических задач на современном этапе состоит в том, что мало предсказать возникновение той или иной ситуации, надо ещё предугадать, как она будет развиваться. А меняться ситуация может в самых разных направлениях. Это зависит от изменения интенсивности конкуренции на рынке, расширении или сужении самого рынка, изменения числа потребительских сегментов на нём, «миграции» покупателей по покупательским сегментам, изменения платёжеспособности покупателей, ценовых, качественных, объёмных показателей их спроса и прочего. Особую важность приобретает временной фактор перемен, т.е. насколько быстро будет меняться ситуация на рынке и каков шанс фирмы успеть за этими переменами. Не менее важно оценить ресурсные возможности самой фирмы при разрешении различных ситуаций; 4 этап/ оценка возможностей фирмы для реагирования на различные ситуации в их развитии. Фирме следует оценить гибкость своей организационно-управленческой структуры и резервы её совершенствования, возможности финансового и ресурсного обеспечения; 5 этап/ выработка адаптационных планов фирмы в различных ситуациях. Ситуационное планирование предполагает построение ситуационных моделей. На мой взгляд, наиболее эффективными в рыночной экономике могут быть комбинированные системы адаптационного ситуационного моделирования. Суть такого подхода заключается в том, что анализируются не только исходные данные, но и прогнозируемые или имитационные данные очень большого числа показателей и рыночных переменных, а также огромное число взаимосвязей между ними и зависимостей их друг от друга. В результате число комбинаций возможных ситуаций резко возрастает, а выбор стратегий и решений по показателям позиционирования товарного предложения остаётся довольно ограниченный. Перед фирмой стоит задача – адаптировать свои возможности к любой из моделируемых ситуаций изменения условий хозяйствования и выбрать для каждой из них свою стратегию успеха. Такой подход позволит фирме лучше подготовиться ко всем неожиданным ситуациям изменения спроса, рынков, покупательской конъюнктуры, конкурентов и прочих факторов. Аналитические модели не вполне способны решать такую задачу. Поэтому за комбинированными адаптированными ситуационными моделями планирования, в основе которых соединены аналитические, прогнозируемые и имитационные системы моделирования, на мой взгляд, - будущее. Ситуационное и стратегическое планирование не противоречат, а дополняют друг друга. С одной стороны, ситуационное планирование шире по своим масштабам, так как это, по сути, многовариантное планирование, а с другой стороны, оно должно применяться в системе стратегического планирования. Рассмотрение различных ситуаций и выработка вариантов решения по ним лишь позволит повысить обоснованность выбора среди всех предполагаемых ситуаций развития – наиболее вероятной, а среди всех возможных вариантов решения – наиболее оптимального. В рамках предлагаемой системы планирования должны применяться динамические модели и алгоритмы выработки оптимальных стратегий в зависимости от меняющихся условий и возможностей хозяйствования. Разработанные методологические подходы использования механизмов ситуационного и стратегического планирования позволят сформировать мобильную, эффективную систему планирования, отвечающую нуждам времени, специфике российской экономики, способную, как на макроэкономическом (региональном, отраслевом) уровне, так и на уровне предприятий эффективно решать проблемы прибыльного хозяйствования.
| |||