Каталог статей

Черкашина А.В., Сухарев П.Н.

Анализ использования метода бенчмаркинг, в условиях современного ведения бизнеса

В настоящее время, термин бенчмаркинг получил широкое распространение не только в странах с развитой экономикой, но и в молодых государствах.

Актуальность данной статьи подтверждается тем, что бенчмаркинг в том виде, каким он известен нам сегодня, был разработан в США в семидесятых годах, но его основные концепции были известны значительно раньше. Исследования научных методов организации труда проводил еще Фредерик Тейлор в конце девятнадцатого века. Они также могут считаться основами концепции бенчмаркинга. Таким образом, еще с далеких 70-х годов крупные предприятия осознали, что путь к процветанию лежит в знании лучших приемов и способов которые используют конкуренты в своей деятельности.

Изучением данной темы занимались Белокоровин Э.А., Ваймерских А., Джордж С., Лузин А., Михайлова М.Р., Маслов Д.В., Терр Пигчер, Эванс Анна и др.

Существует большое количество подходов к определению и пониманию данного метода, попытаемся раскрыть суть данного вопроса и осветить применение бенчмаркинга в условиях рыночной экономики.

Руководитель Глобальной сети бенчмаркинга (Global Benchmarking Network) д-р Роберт К. Кэмп считает:

Бенчмаркинг — это постоянный процесс изучения и оценки товаров, услуги опыта производства самых серьезных конкурентов либо тех компаний, которые являются признанными лидерами в своих областях» [1].

Исполнительный директор компании Allied Sigпa Лоуренс Боссиди под бенчмаркингом понимает анализ конкретных приемов, заимствование выгод, полученных на основе анализа опыта других компаний, и использование в собственной компании лучших приемов, привнесенных в нее извне [2].

Профессор Норвежского университета науки и технологии Бьерн Андерсен дает наиболее полное, по-нашему определение бенчмаркинга: «Бенчмаркинг — это постоянное измерение и сравнение отдельно взятого бизнесс-процесса с эталонным процессом ведущей организации для сбора информации, которая поможет рассматриваемому предприятию определить цель своего совершенствования и провести мероприятия по улучшению работы» [3].

Итак необходимо определить, что конкретно пытаются получить компании, используя бенчмаркинг:

Во-первых, и это, по-видимому, самое важное, бенчмаркинг дает возможность компании «увидеть себя со стороны» — объективно проанализировать свои сильные и слабые стороны.

Во-вторых, направленное изучение компаний — отраслевых лидеров позволяет определиться со стратегическими ориентирами для ликвидации отставания и выхода на лидирующие позиции.

В-третьих, бенчмаркинг позволяет почерпнуть новые идеи как в производственной сфере, так и в области сбыта.

В-четвертых, регулярный бенчмаркинг позволяет «держать руку на пульсе» конкурентов и действовать проактивно.

В-пятых, бенчмаркинг представляет альтернативу традиционному стратегическому планированию от достигнутого, открывая возможность перейти к планированию на основе анализа показателей конкурентов.

В настоящее время бенчмаркинг стал важной составной частью стратегического планирования и совершенствования деятельности организаций.

Бенчмаркинг во всем мире подталкивает организации к тому, чтобы учиться друг у друга и развивать методику его проведения, создавая уникальные образцы передового опыта в этой области. Этот подход к развитию предприятий может с равным успехом применяться повсеместно.

Сегодня непрерывно растет интерес и ощущается высокая потребность в изучении опыта успешных бенчмаркинговых исследований. Как только организация с помощью бенчмаркинга осознает свое отставание от образцовых предприятий, она начинает проявлять особый интерес к поиску передового опыта, использование которого способно помочь ликвидировать причины такого отставания. Получение и анализ подобной информации обычно происходит во время детального изучения работы конкретных организаций.

Существует немало причин, по которым высшие руководители компаний активно прибегают к бенчмаркингу в поисках эталонов для повышения деловых показателей своих предприятий.

В настоящее время организации сталкиваются с несколькими основным трудностями:

Во-первых, невозможно найти какое-либо одно предприятие, абсолютно лучшее во всех аспектах той деятельности, которой оно занимается.

Во-вторых, существует непрерывная потребность в поиске хороших, многообещающих, более совершенных, если не лучших методов работы.

Наконец, но не в последнюю очередь, необходимо собирать информацию о передовом опыте, должным образом ее трансформировать и применять в масштабах всей организации.

Бенчмаркинг позволяет преодолевать все указанные проблемы наиболее систематичным образом.

Вместе с тем существуют и иные причины, объясняющие, почему бенчмаркинг становится все более предпочтительным подходом к повышению эффективности предприятий. Среди них можно отметить такие, как привнесение строгих подходов к постановке задач предприятия, преодоление неверия в их достижимость, распределение ответственности, ускорение культурных изменений и т.д.

По данным консалтинговой компании Bain & Co, последние два года бенчмаркинг входит в тройку самых распространенных методов управления бизнесом в крупных международных корпорациях, поскольку бенчмаркинг помогает относительно быстро и с меньшими затратами совершенствовать бизнес-процессы. Он позволяет понять, как работают передовые компании, и добиться таких же, а возможно, даже более высоких, результатов.

Подводя черту под сказанным, можно констатировать: бенчмаркинг необходим в первую очередь для того, чтобы «держать руку на пульсе конкурентов» и иметь реальное представление о своем месте в постоянно меняющемся деловом мире. Кроме того, бенчмаркинг может служить мощным мотивационным фактором, являясь источником информации для сотрудников о результатах их коллег из компаний-конкурентов. Непосредственное знакомство с чужим опытом или даже опытом других подразделений организации может служить неистощимым источником идей. Так что вопросами бенчмаркинга следует заниматься серьезно.

Литература:

1. Андерсен Б. Бизнес-процессы. Инструменты совершенствования: Пер. с англ. / Науч. ред. Ю.П. Адлер. — М.: РИА «Стандарты и качество", 2003. 272 с.

2. Голубева Т.Г., Елисеев О.Н. Бенчмаркинг, как эффективный инструмент управления организацией // Качество. Инновации. Образование. — 2002. – N1. С. 60-62.

3. Robert С. Саmр. Benchmarking: The Search for Industry, Best Practices that Lead to Superior Performace. — ASQC Quality Press, 1989.

4. Хэрри М., Шредер Р. 6 SIGMA. — М.: ЭКСМО 2003. — 464 с.

5. Михайлова М.Р. Бенчмаркинг - универсальный инструмент управления качеством // Методы менеджмента качества. - 2003 - № 5.