Каталог статей |
Бровко Людмила Ивановна Инновационная деятельность субъектов малого бизнесаОдним из направлений для подъема экономики является вовлечение в оборот хозяйственной деятельности результатов научной и научно-технической деятельности, поскольку экономическое развитие в своей основе характеризуется ведущей ролью научно-технического прогресса и основных факторов производства. Интенсивность ведения инновационной деятельности во многом определяет уровень национальной экономики.В целях эффективного использования инноваций требуются все более определенные и решительные шаги в области формирования правового обеспечения, регулирующего инновационную сферу. Между тем на сегодняшний день в нашей стране даже такие основные понятия рассматриваемой сферы, как инновация и инновационная деятельность, являются дискуссионными. Понятие "инновация" имеет экономическую природу
происхождения, оно достаточно широкое по своему содержанию и до сих пор не
имеет четкой законодательной формулировки. Основоположник теории инноваций Отметим, что, с точки зрения Д.В. Грибанова, инновация обязательно должна быть или предполагаться коммерчески успешной. Важным моментом в инновационной деятельности это определение субъектов инновационной деятельности, поскольку от этого будет зависеть распространение специальных норм и правил. Мнения ученых в данном направлении также разделись. Так, Н.М. Фролова полагает, что статус субъекта инновационной деятельности приобретают обладатели имущественного или личного неимущественного права на объект, которое возникает у лица по закону либо по договору и которое удостоверяется соответствующим документом (патентом, лицензией и др.). Т.В. Шадрина выделяет субъекты инновационной деятельности по закону и субъекты инновационной деятельности по договору. Для российской правоприменительной практики инновационная деятельность представляет собой новое понятие. Инновационный путь развития экономики России является одним из главных приоритетов государственной экономической политики, о чем свидетельствует развернутая программ, изложенная в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 г., которой предусмотрено повышение доли инновационного сектора в ВВП с 10,9% в 2007 г. до 18% в 2020 г. Несмотря на то, что инновационное развитие является приоритетом, специального федерального закона об инновациях в России до сих пор нет. Отсутствие единой концепции правового регулирования инноваций и инновационной деятельности создает препятствия для привлечения инвестиций в сферу инноваций. Это обусловливает необходимость выработки теоретической основы правового регулирования инновационной деятельности, в том числе категориального аппарата, с целью его последующего правового закрепления. Президент Российской Федерации Д.А. Медведев, в своем Послании Федеральному Собранию Российской Федерации в 2009 году указал "мы должны выйти на такие изменения в законодательстве и в государственном управлении, которые помогут переходу всей нашей экономики на инновационный характер развития. Переход российской экономики на инновационный путь развития является одним из основных заявленных приоритетов государственной экономической политики». В системе экономических и социальных отношений России, малые предприятия являются неотъемлемой частью эффективной экономики и выполняют сегодня важнейшие функции, поскольку низкие издержки производства, высокая оперативность при принятии решений в управлении малыми предприятиями, дают возможность быстро реагировать на изменения, происходящие в экономике государства. Мелкие инновационные предприятия с их мобильностью в условиях конкуренции, когда рыночным фактором становятся темпы обновления ассортимента выпускаемой продукции, нашли свое место в системе хозяйства. Они занимаются развитием нововведений на начальной стадии, передавая крупным предприятиям наиболее капиталоемкие стадии промышленного развертывания новых производств. Федеральным законом от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" предусмотрено оказание поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, включающей финансовую, имущественную, консультационную поддержку, поддержку в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации их работников, поддержку в области инноваций и промышленного производства, ремесленничества, поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность, а также поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих сельскохозяйственную деятельность. Однако, невозможно ограничиться только названной нормативной правовой базой. Формирование реально действующего правового механизма поддержки инновационной деятельности затрагивает и антимонопольное законодательство, и законодательство о собственности, и земельное законодательство, и таможенное регулирование, налоговой законодательство и ряд других важных правовых аспектов. Проводимая в настоящее время реформа налогообложения вроде бы направлена на устранение присущих ей недостатков. Но при этом многие новации, введенные Налоговым кодексом РФ, в том числе и ликвидация льгот, больно ударили по ним. Тем не менее, инновационная деятельность малых предприятий развивается крайне медленно и основная проблема, мешающая осуществлению инновационной деятельности - это отсутствие благоприятных экономических условий. Для успешной деятельности в инновационной области малых предприятий необходимы благоприятные экономические условия, создаваемые государством в совокупности с частной инициативой и развитием научно-технического прогресса. Все это обусловливает необходимость как принятия мер, способствующих развитию инноваций, так и формирования механизмов по их реализации на практике.
Библиографический список: Послание Президента РФ Д.А. Медведева Федеральному Собранию Российской Федерации в 2009 году // Рос. газ. 2009. 13 ноября. Грибанов Д.В. Ресурсы и правовое регулирование инновационной экономики // Российский юридический журнал. 2010. N 4. С. 144 - 155. Фролова Н.М. Субъекты патентного права России: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 1993. С. 47. Шадрина Т.В. Субъекты инновационной деятельности // Юрист. 2005. N 8. С. 44 - 47.
|