Каталог статей |
Михно Е.В., Поповиченко И.В. Характеристика и анализ методов оценки персонала с учетом особенностей украинских компаний3. Performance management - не только на оценка результата, но и учет «средств», которыми этот результат достигнут, – личных качеств сотрудников.4. Система «360 градусов» - в ходе процедуры оценки опрашиваются коллеги, руководители, подчиненные и клиенты сотрудника; это приводит к снижению субъективизма оценки. 5. Assessment Center – предполагает комплексную оценку сотрудника по компетенциям и, следовательно, более внимательное отношение к личностным и профессиональным качествам конкретного сотрудника. 6. Аттестация.
Технология системы оценки «360 градусов»: Этап 1. Подготовка к оценке. - Выбор значимых компетенций для оценки. - Определение участников процесса оценки. - Разработка опросника 360 градусов. - Проведение подготовительной работы с персоналом. Этап 2. Проведение оценки 360 градусов. - Организация анонимного опроса участников оценочной процедуры. - Обеспечение конфиденциальности полученной информации. Этап 3. Анализ и интерпретация полученных данных. - Обработка анкет 360 градусов. - Подготовка итоговых отчетов по каждому оцениваемому сотруднику. Этап 4. Предоставление обратной связи оцененным сотрудникам. - Проведение встреч сотрудников с экспертами с целью обсуждения результатов оценки. - Результаты опроса 360 градусов.
Процедура Аssessment Center включает в себя: 1. интервью с экспертом, в ходе которого собираются данные о знаниях и опыте сотрудника; 2. психологические, профессиональные тесты; 3. краткую презентацию участника перед экспертами и другими участниками; 4. деловую игру (под руководством наблюдателя группа сотрудников или кандидатов разыгрывает бизнес-ситуацию по заранее подготовленному сценарию); 5. биографическое анкетирование; 6. описание профессиональных достижений; 7. индивидуальный анализ конкретных ситуаций (бизнес-кейсов); 8. экспертное наблюдение, по результатам которого составляются рекомендации для каждого сотрудника.
Основные виды интервью: 1. Биографическое интервью сосредоточено на прошлой трудовой деятельности кандидата. 2. Поведенческое интервью содержит структурированный перечень вопросов, разработанных относительно опыта или способностей в определенных областях или применительно к критериям, связанным с работой. 3. Ситуационное интервью основано на построении определенных ситуаций и предложении оцениваемому сотруднику описать модель своего поведения или выхода из данной ситуации. 4. Проективное интервью основано на особом построении вопросов таким образом, что они предлагают сотруднику/кандидату оценить не себя, а людей вообще или какого-то персонажа.
Типичные проблемы, возникающие при оценке персонала в Украине: 1. Мотивационные проблемы: - персонал недостаточно информирован о целях и задачах оценки, процедурах и вероятных последствиях, - персонал не уверен в целесообразности оценки, - персонал опасается необъективности и негативных последствий, - персонал рассматривает оценку как попытку давления со стороны руководства. 2. Интеллектуальные проблемы: - эксперты могут не различать для себя оценок индивидуальных и профессиональных качеств оцениваемого и его личности в целом; - могут мешать личные теплые отношения с оцениваемыми; - неадекватное понимание содержания оцениваемых качеств.
Результаты оценки в рамках украинской компании - это возможность: 1. проанализировать способы достижения целей компании; 2. оценить эффективность инвестиций в персонал; 3. увидеть уровень кадровых рисков компании.
Индивидуальные результаты оценки в украинских компаниях - это основа: 1. планирования развития сотрудника; 2. определения карьерных предпочтений; 3. анализа возможностей для роста. |