История экономики (Зильбертова Т.Н.)

Индустриализация в Англии

Ученые называют Англию страной образцовой индустриализации и родиной промышленного переворота.

В середине XVIII века в Англии начался промышленный переворот, чему способствовали следующие факторы:

  1. отмена крепостного права и ликвидация феодальной раздробленности;
  2. насильственное обезземеливание крестьян в процессе огораживания обеспечило появление свободной рабочей силы, так называемых пауперов. К середине XVIII века класс крестьянства, как мелких производителей, исчез. Законы правительства, получившие название кровавых, содействовали этому процессу – разорившихся крестьян в принудительном порядке отправляли на предприятия;
  3. в результате колониальной торговли, работорговли были накоплены значительные финансовые средства для субсидирования технических исследований;
  4. провозглашенная еще в XVII веке религиозная терпимость к научным изысканиям позволила ученым не опасаться преследований;
  5. в ходе буржуазной революции английская буржуазия получила доступ к власти, и были ликвидированы феодальные пережитки в промышленности, торговле и сельском хозяйстве;
  6. важную роль сыграло то, что полем деятельности для английского капитализма был не только город, но и деревня. В Англии деревня не только не сдерживала переход к капитализму, а наоборот, здесь концентрировалась база для важнейшей отрасли промышленности – сукноделия.

Промышленный переворот начался в Англии с хлопчатобумажной промышленности. В 1733г. Д. Кэй изобрел так называемый челнок-самолет, чем усовершенствовал ткацкий станок. Это позволило производить более широкие ткани и гораздо быстрее. С этого момента начался «век текстиля». В 1765 г. Д. Харгривзом была создана прядильная машина, которая в несколько раз повысила производительность труда прядильщиков.

В 1771г. предприниматель Р. Аркрайт построил первую фабрику, на которой, использовалась прядильная машина, а через 20 лет в Англии было уже 150 фабрик.

В 1769 г. Д. Уатт изобрел паровую машину, а через 15 лет – ее более совершенную модель – двойного действия, открывая тем самым «век пара», который, через несколько десятилетий придет на смену «века текстиля».

Была решена также транспортная проблема. С 1785г. по 1835г. страна была покрыта густой сетью дорог с твердым покрытием, каналов и железных дорог. В результате стоимость перевозок сократилась в среднем в 3 раза.

В 1807 г. на воду был спущен первый пароход и начинает формироваться паровой флот.

Лидерство британской технической мысли, а также раннее развитие сырьевой базы обеспечило Англии доминирующие позиции в машиностроении. Британская техника пользовалась спросом в Европе в связи с развернувшимся там железнодорожным строительством. Британские колонии и зависимые территории полностью зависели от поставок английских товаров и техники.

В этот период Англия отказалась от политики протекционизма и снизила либо ликвидировала пошлины на импортируемые из большинства европейских стран товары и призвала их последовать своему примеру. В результате промышленного переворота в Англии успешно развивалось кораблестроение, сукноделие, производство пороха и бумаги, добыча угля.

В сельском хозяйстве Англии преобладало крупное землевладение. Землевладельцы получали ренту, сдавая землю в аренду фермерам. Чтобы получить прибыль фермеры применяли передовую агротехнику, новейшие удобрения. В результате производительность в сельском хозяйстве Англии стала значительно выше, чем в других странах.

До 70-х годов XIX века Англия оставалась ведущей промышленной державой и по праву считалась «мастерской мира».



Зильбертова Т.Н. История экономики | Ионова С.М. История экономики | Кушнир И.В. История экономики | Дусенбаев А.А. Экономическая история России