| Теория мотивации Д. МакгрегораТеория мотивации Д. Макгрегора сочетает в себе две противоположные концепции: теорию «X» и теорию «Y». 
Основные положения теории «X»: жесткое руководство и контроль являются основными методами управления;человек стремится избегать работы;для достижения целей организации надо принуждать работников трудиться под угрозой санкций, не забывая при этом и о вознаграждении;сотрудники не очень честолюбивы, боятся ответственности и желают, чтобы ими руководили;в поведении сотрудников преобладает стремление к безопасности.
 В деятельности руководителя должна преобладать негативная мотивация, основанная на страхе наказания. Теория «Y» является дополнением теории «X» и основывается на противоположных принципах. 
Основные положения теории «Y»: 
 при благоприятном, удачном прошлом опыте сотрудники хотят брать на себя ответственность;при существовании соответствующих условий сотрудники формируют в себе самодисциплину и самоконтроль;лучшие средства достижения целей организации – вознаграждение и личностное развитие;нежелание работать – это не врожденное качество сотрудника, а следствие плохих условий труда, которые сдерживают прирожденную любовь к труду;трудовой потенциал работников выше, чем обычно считают.
 
Основная мысль теории «Y»: необходимо предоставлять сотрудникам больше свободы для осуществления самостоятельности и творчества. «XY-теорию» необходимо применять, учитывая конкретное состояние уровня сознания и мотивации работников. Руководитель должен стремиться развивать группу, если она недостаточно мотивирована, от состояния «X» к состоянию «Y» или от состояния «экономического человека» к «человеку социальному». Современная интерпретация теории «Y» Зигерта и Ланга. Большинство сотрудников получают от работы удовлетворение, радость, ощущают ответственность за свой труд, выражая свою потребность в личной причастности к результатам деятельности.Любые организационные действия должны быть осмысленными.Любой сотрудник стремится выразить себя в труде, лучше познать себя в деле, показать другим свои возможности.Каждый сотрудник имеет собственную точку зрения на то, как усовершенствовать результаты своей деятельности.Каждый человек стремится к успеху, для достижения которого работник прилагает усилия.Сотрудник хочет доказать свою значимость, а также важность своего рабочего места.Каждый сотрудник должен ощущать свою значимость.Сотрудники сильно переживают, если их наказывают за проявленную инициативу. Причиной инициативы часто бывает не погоня за вознаграждением, а стремление к самовыражению.Сотрудники оценивают свою значимость перед руководством по своевременности и полноте получаемой информации.Хороший сотрудник рассчитывает на признание и поощрение, причем не только материальное, но и моральное.Сотрудники испытывают недовольство, если решение об изменении в их работе принимаются без их ведома.Любой сотрудник хочет знать критерии оценки своего труда.Контроль со стороны неприятен для любого человека, в связи с этим важен самоконтроль.Большинство людей хотят получать новые знания.Если сотрудник имеет свободу выбора действий, то он работает с полной отдачей.
 
 Дорофеева Л.И. Менеджмент | Дружинина З.Г. Менеджмент | Замедлина Е.А. Основы менеджмента | Михалева Е.П. Менеджмент
 |