Каталог статей

Мямлина О. В.

Переход на новую систему государственных закупок

         Коррупция в государственных закупках - явление не новое. Практически всю историю закупок для государственных и муниципальных нужд пронизывает коррупционный элемент, как во всем мире, так и в нашей стране.

         Ситуация которая возникла сегодня, когда грядет смена нормативной базы по государственным закупкам, это своего рода реакция на коррупцию в системе государственного заказа.

         Технические, нормативные, программные и организационные механизмы смогли выявить уровень коррупции в сфере размещения заказов, но, несмотря на все эти элементы противодействия коррупционным проявлениям, уровень мздоимства в сфере государственного заказа остается высоким. В таких условиях предлагается сегодня изменение большей части нормативной базы о размещении заказов.

         Необходимость формирования целостной системы размещения заказов вытекает из норм Бюджетного кодекса РФ о бюджетном процессе, о финансовом контроле, а также из практики государственных и муниципальных закупок.

         Основной задачей новой системы является построение целостной структуры государственных закупок, обоснование и планирование начальной цены закупок, размещение госзаказа, порядок исполнения государственных контрактов, анализ результатов, устранение неточностей в действующем законодательстве.

         По основным принципам и общей форме формирования новой системы возражений ни у кого нет, но по содержанию два ведомства во мнениях разошлись.

         ФАС России и Минэкономразвития России представили альтернативные концепции развития законодательства в сфере госзаказа. ФАС России считает необходимым сохранить наработанный потенциал и принять закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием системы государственного и муниципального заказа», сохранив действующий Закон о размещении госзаказа, а Минэкономразвития России настаивает на принятии нового закона «О федеральной контрактной системе».

         Можно выделить два главных отличия. Минэкономразвития России предлагает отменить существующее законодательство о размещении госзаказа и начать строить новую систему. ФАС России строит позицию на сохранении всего, что уже наработано за время существования системы государственных закупок с совершенствованием недостающих элементов (этапа планирования закупок, исполнения и сопровождения контракта и др.).

         Минэкономразвития России предлагает установить право заказчика выбирать самостоятельно из большего количество способов осуществления закупок без особых ограничений. Федеральной антимонопольной службой  России предполагается, что открытый аукцион в электронной форме больше не будет являться основной процедурой при размещении заказов для государственных и муниципальных нужд, предлагается сократить перечень возможных процедур размещения заказа и отменить запрос котировок, который дискредитировал себя с точки зрения коррупционной составляющей.

         Оба ведомства предлагают в своих законопроектах централизовать систему госзаказа во избежание ошибок и противоправных преднамеренных действий со стороны работников бюджетной сферы и чиновников, которые занимаются госзакупками в добавок к основным обязанностям.

         Такой способ размещения госзаказа, как открытый аукцион в электронной форме, упростил во многом жизнь заказчиков и участников размещения заказа, привел к серьезному снижению максимальной цены контракта, что является, безусловно, положительным моментом с точки зрения эффективности расходования бюджетных средств. Принципиальным отличием двух проектов законов на этой стадии является подход к «депинговым» ценам. Минэкономразвития России предлагает, при предоставлении заявки, с предложением о цене контракта более 25% ниже максимальной цены контракта, участнику представить расчет предлагаемой цены и ее обоснование. ФАС России подходит к этому вопросу более объективно через финансово-обеспечительные меры. При снижении цены контракта более чем на 30%, размер обеспечения должен быть увеличен в 1,5 раза.

         Оба законопроекта уделили вопросу сопровождения и исполнения контракта много внимания. Ведь на сегодняшний день очень часто происходит злоупотребления со стороны участников размещения заказа на стадии исполнения обязательств. Обычно это связано с плохой регламентацией этих положений заказчиком при формировании документации.

         Анализ результатов осуществленных закупок – это принципиально новая стадия закупок, которая предложена в двух законопроектах. Законопроектом ФАС России предусмотрен анализ результатов размещения заказа по качественным показателям. Контрактный аудит представляет собой документально оформленный и систематический процесс проверки получаемых и оцениваемых данных для того, чтобы определить эффективность осуществления заказчиком функций по осуществлению и планированию госзакупок. При этих подходах к процессу анализа бесспорным остается выявление слабых и сильных мест при обосновании, планировании, проведении процедур госзакупок и исполнении контрактов.

         Госзакупки – это очень крупная государственная экономическая и финансовая система. Годовой объем России превышает 6 трлн. рублей. Только московский госзаказ проводился в 2011 году на общую сумму более 650 млрд. рублей. Это примерно 80 тыс. процедур, большая часть и ответственная работа. Закупки в любом случае очень высокая ответственность (Источник: данные официального сайта www.zakupki.gov.ru по состоянию на 01 января 2012 года).

         Поэтому, я полагаю, что все процедуры по переходу от одной системы к другой необходимо совершить насколько возможно безболезненно и плавно. Переход должен быть сделан на основе накопленного опыта, а он весьма велик и имеет немало положительных моментов. В контрактной системе необходимо сделать новый шаг по повышению продуктивности и эффективности всей закупочной системы страны.