Каталог статей |
Кузмичев А. В. Специфика регулирования размещения государственного заказа г. Москвы в сфере строительстваСтроительные работы и услуги являются одной из наиболее важных и капиталоемких составляющих в структуре государственного заказа города Москвы.Рассмотрим специфику выбора способа размещения заказа в сфере строительства, который обладает рядом особенностей. С 1 июля 2010 г. государственные заказчики г. Москвы при размещении заказов на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту обязаны проводить вместо обычного “молоточного” аукциона открытый аукцион в электронной форме по гл. 3.1. Федерального закона №94-ФЗ от 21.07.2005г., в то время как у остальных государственных и муниципальных заказчиков Российской Федерации такая обязанность вступила в действие с 1 января 2011г. Согласно Перечня, утвержденного распоряжением Правительства РФ от 27.02.2008 № 236-р, почти все строительные и ремонтные работы закупаются путем данного способа размещения заказа. Исключение составляют заказы на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту особо опасных, технически сложных объектов капитального строительства, а также искусственных дорожных сооружений, включенных в состав автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения, размещение заказов на которые разрешается проводить путем открытого конкурса. Проектные работы, также как и услуги технического заказчика, по-прежнему могут быть закуплены путем проведения конкурса. Хотелось бы отметить, что в совместном письме Минэкономразвития России № 5683-АП/Д05, ФАС России № АЦ/10328 от 29.04.2008 “О способах размещения заказов на выполнение работ по капитальному и текущему ремонту объектов капитального строительства для государственных или муниципальных нужд” указано, что размещение заказа на выполнение ремонтных работ на сумму до 500 тыс. руб. может быть проведено путем запроса котировок. Вместе с тем это разъяснение прямо противоречит требованиям ч. 4.1. ст. 10 Закона № 94-ФЗ. Несмотря на наличие определенных противоречий в действующем нормативно-правовом регулировании правильный выбор способа размещения заказа для заказчика не является большой трудностью. Намного большую сложность для заказчика представляет установление требований к участникам размещения государственного заказа. Если до принятия изменений в Градостроительный кодекс почти все процедуры торгов содержали требование о наличии у участника членства в саморегулируемой организации, то теперь данное требование возможно установить лишь в случае наличия у заказчика разрешения на строительство. С одной стороны, такое радикальное смягчение требований к участникам размещения заказа усилило конкуренцию и привело к снятию с них дополнительной финансовой нагрузки (особенно для субъектов малого предпринимательства), так как членство в саморегулируемой организации требует достаточно больших финансовых затрат. В то же время данное обстоятельство привело к наплыву «фирм-однодневок», которые, выиграв строительный аукцион, зачастую срывают размещение государственного заказа, так как не имеют ни необходимого опыта выполнения работ, ни квалифицированного штата сотрудников. Единственным инструментом защиты от таких участников является установление обеспечение исполнения государственного контракта. В подавляющем большинстве случаев, в случае победы на торгах, такие организации выбирают способ обеспечения исполнения контракта в форме договора поручительства, так как ни один банк не предоставит банковскую гарантию «фирме-однодневке». 94-ФЗ хотя и содержит достаточно строгие требования к таким поручителям, однако механизм проверки таких поручителей не урегулирован в достаточной мере. В связи с этим Правительством Москвы было издано Распоряжение об утверждении Регламента проверки заказчиками города Москвы банковских гарантий и поручительств, представляемых победителями торгов в качестве обеспечения исполнения контракта от 11 октября 2011 г. N 792-РП, который установил конкретный алгоритм действий заказчиков города Москвы по проверке банковских гарантий и договоров поручительства, предоставляемых в качестве внесения обеспечения исполнения государственного контракта. Что касается порядка расчета начальной максимальной цены контракта на строительные работы и услуги, то и здесь нормативные правовые акты города Москвы регулируют данный вопрос наиболее полно. Постановление Правительства Москвы № 68-ПП от 27.02.2012 «Об утверждении Порядка формирования начальной (максимальной) цены государственных контрактов и гражданско-правовых договоров при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, финансирование которых осуществляется с привлечением средств бюджета города Москвы». Часть 3 данного регламента содержит следующие порядки определения начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) на строительные работы, реконструкцию, капитальный ремонт объектов: 1. Порядок определения начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) при размещении заказа на оказание услуг по исполнению функций технического заказчика на период выполнения проектно-изыскательских работ 2. Порядок определения начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) при размещении заказа на выполнение проектно-изыскательских работ 3. Порядок определения начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) при размещении заказа на оказание услуг по исполнению функций технического заказчика на период строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов 4. Порядок определения начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) при размещении заказа на выполнение подрядных работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства и других строительных работ, выполняемых на объектах, не являющихся объектами капитального строительства 5. Порядок определения начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) при размещении заказа на поставку оборудования 6. Порядок формирования начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) при размещении заказа на выполнение остатков работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов 7. Порядок формирования начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) при размещении заказа на комбинацию двух и более видов размещения заказов. Также данный документ регламентирует и определение начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) при размещении единого заказа на оказание услуг по исполнению функций технического заказчика на период выполнения проектно-изыскательских работ, на период строительства (реконструкции, капитального ремонта объектов), на выполнение проектно-изыскательских работ, на выполнение подрядных работ и на поставку оборудования (услуги "управляющей компании на строительство объекта "под ключ"). Таким образом, можно сделать вывод о том, что регулирование размещения государственного заказа г. Москвы в сфере строительства находится на том уровне, который позволяет государственным заказчикам города Москвы осуществлять свои функции наиболее эффективно. Литература 1. Храмкин А.А., О.М. Воробьева, П.Н. Корнилов. - Госзаказ. Строительство. Проектирование. Ремонт. М.: Юриспруденция, 2011. – 728 с. 2. Асаул А.Н. Государственное предпринимательство в строительстве (государственный строительный заказ). СПб.: АНО ИПЭВ, 2009. – 300 с. 3. Антонов Д.Г. Специфика размещения заказов на проектирование, строительство и капитальный ремонт объектов капитального строительства. М.: ГУ-ВШЭ, 2010. – 132 с. 4. Настольная книга госзаказчика / А.А. Храмкин, О.М. Воробьева, В.В. Кошелева [и др.]; под ред. А.А. Храмкина. – 8-е издание, дополненное.– М.: ИД «Юриспруденция», 2011. – 840 с. |