Каталог статей

Уманец Д.О.

Культура рынка размещения государственного заказа в РФ

В настоящее время развитие системы государственных закупок в нашей стране происходит настолько динамично, что порой ни сами заказчики, ни участники торгов просто не успевают приспособиться к кардинальным изменениям и резким поворотам в  законодательстве.

На мой взгляд, начиная с 2005 года и по настоящее время в нашей стране произошло как минимум три концептуальные революции в сфере государственных закупок.

Первое кардинальное изменение в данной сфере наступило с введением в действие Федерального закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» от 21 июля 2005 года №94-ФЗ.

Тогда на смену достаточно лояльному законодательству, пришел новый закон, жестко регламентирующий порядок размещения государственного заказа и абсолютно меняющий всю концепцию развития государственных закупок на ближайшие годы.

В то время  у поставщиков появились закрепленные законодательством права, которыми они, как участники торгов, начали активно пользоваться и отстаивать свои интересы, а заказчик, зачастую не отвыкнув от своего доминирующего положения в данной сфере, начал с помощью данных ему по закону прав этот процесс регулировать.

В это время около 80% государственных закупок проходили путем проведения конкурса, в которых положение заказчика было более выгодным. В дальнейшем государственным заказчикам удалось научиться регулировать рынок существующими нормами закона и приспособить свои потребности к существующим рыночным условиям.

Вторым витком развития системы государственных закупок стало введение Правительством Российской Федерации в действие перечня товаров, работ, услуг, заказы на которые могут размещаться, только посредством аукциона. А это значит, что победителем торгов признается участник, который предложил наименьшую цену контракта, в отличие от конкурса, при проведении которого учитывалась не только цена, но и другие качественные характеристики товара и/или условия выполнения работ. Однако и тут законодатель не смог насладиться результатом своего творчества. Введение подобных норм позволило размеры снижать начальную цену, предлагаемую участниками. Предприимчивые участники стали договариваться перед входом на торговую площадку, и снижения опять стали смешными – 0,5%, иногда 1% от начальной максимальной цены контракта.

Следующим этапом в развитии системы государственных закупок стала эра электронных аукционов. Чтобы снизить риски потенциального сговора участников,  свести к минимуму коррупционные риски, избавиться от бумажного документооборота, повысить эффективность и прозрачность всего процесса закупок – электронные аукционы ворвались в госзаказ и остались в нем навсегда. Такой динамичный прорыв связан, на мой взгляд, с тем, что электронные аукционы увеличили производительность труда работников данной сферы, они упростили процесс обработки информации и ее обмена, они избавили множество государственных заказчиков от огромных массивов бумажных документов и перенесли все на жесткий диск одного персонального компьютера. Однако, увидели  ли мы эффективность размещения самого заказа?... Заказчики существенно увеличили экономию – да! Но эффективность использования бюджетных средств – я думаю, – нет!

Рассмотрим понятие – «эффективность»: энциклопедия «Википедия»: «Эффективность - достижение каких-либо определенных результатов с минимально возможными издержками или получение максимально возможного объема продукции из данного количества ресурсов. Эффективность потребления означает распределение товаров между потребителями таким образом, что всякое иное перераспределение не может улучшить потребление кого-либо без ухудшения потребления других людей. Эффективность производства означает распределение имеющихся в наличии ресурсов между отраслями таким образом, что невозможно увеличить объем производства каких-либо товаров без сокращения объема производства других товаров. Эффективность выбора товаров для производства означает выбор такого ассортимента (или номенклатуры) товаров, изменение которого, призванное улучшить потребление определенной категории потребителей, невозможно без одновременного ухудшения потребления других категорий потребителей. Эффективностью часто называют оптимальность по Парето». Оптимальность по Парето — такое состояние системы, при котором значение каждого частного критерия, описывающего состояние системы, не может быть улучшено без ухудшения положения других элементов.

Пока мы можем регулировать только крайние состояния системы – либо когда заказчик имеет неограниченные полномочия и власть, которыми он злоупотребляет, либо когда участники торгов в борьбе за объемы снижают цену до предела себестоимости. При этом страдает качество.

Проблема пройденных этапов становления системы размещения государственного заказа, на мой взгляд, заключается в неверно выбранной цели, достижение которой необходимо регулировать. Целью регулирования государственных закупок является не жесткий антикоррупционный контроль, а эффективность и прозрачность. И невозможно одним выстрелом убить сразу двух зайцев: у закона, регламентирующего закупки, должна быть своя цель – эффективная закупка качественных товаров, работ, услуг; а  у закона о коррупции должна быть своя – сократить возможности появления коррупционных рисков.

Рассмотренная в статье проблема очень сложна и многогранна и будет более подробно раскрыта автором в ходе проведения дальнейшего исследования по определению конкретных механизмов для повышения культуры размещения государственного заказа в Российской Федерации.