Каталог статей |
Головин С.В. Оценка эффективности исполнителей строительных программОсновную роль при выполнении строительных программ в настоящее время несут государственные службы [1]. Это связано с тем, что средства, выделяемые из федерального бюджета на целевые программы в строительстве превосходят частные капиталовложения [2].Оценивая эффективность государственных служб главным образом следует сконцентрироваться на показателях, имеющих отношение к проектной деятельности. Для упорядочивания данных показателей их целесообразно объединить в группы. К первой группе необходимо отнести показатели оценки финансовой части проектной деятельности. Ко второй группе необходимо отнести показатели в разрезе времени выполнения обязательств дирекцией строительства. К третьей группе необходимо отнести показатели качества продукции, работ, услуг в рамках проектной деятельности. К четвертой группе необходимо отнести показатели, характеризующие организацию выполнения дирекцией строительства работ с соблюдением мер безопасности, охраны здоровья людей и окружающей среды. К пятой группе необходимо отнести показатели оценки уровня организации управления процессами проектов, строительством, модернизацией и др. Предполагается, что показатели в рамках данных групп применимы для оценки служб, курирующих строительство (дирекция строительства) в большинстве случаев. При возникновении каких-либо уникальных ситуаций показатели разрабатываются дополнительно. Определение параметров стоимости выполнения проекта проводится в следующей последовательности: - построение матрицы стоимости; - построение матрицы условной эффективности стоимости; - выбор коэффициентов весомости стоимости выполнения проекта в зависимости от объекта и предмета проекта; - расчет обобщенного показателя стоимости выполнения проекта в относительных единицах. Матрица стоимости выполнения проекта строится на основе данных по отдельным частям или этапам проекта (заказам), в совокупности представляющим все работы по проекту. На основе данной матрицы рассматривается вариация фактических цен заключения контрактов относительного стартовой цены аукциона, установленной дирекцией строительства. Для сравнения стоимости выполнения проекта исполнителями работ с ценой дирекции строительства составляется матрица условных эффективностей критерия стоимости выполнения работ. На основании данных матрицы строится график зависимости функции полезности от условной эффективности критерия цены выполнения проекта. На графике функция полезности изменяется в пределах от 0,0 до 1,0. При этом область принимаемых решений о включении аукционных предложений исполнителей работ для дальнейшего рассмотрения в качестве претендентов на заключение государственного контракта находится в пределах изменения ЭКi от 0,7 до 1,0. Это означает, что выполнение проекта при снижении цены более чем на 30% (ЭКi = 0,7) неприемлемо, так как такое снижение считается невозможным для поддержания качества работ по проекту. По мнению экспертов при проведении аукционных торгов в России экономия в стоимостном выражении на различных типах объектов и работ достигает в среднем 20-30% (ЭКi = 0,7). Для дальнейшей оценки предполагается, что при аукционных предложениях и заключении контрактов по цене ниже 30% от стартовой, деятельность дирекции строительства признается неэффективной или обладающей высокими рисками. Определение критерия продолжительности выполнения проекта осуществляется в той же последовательности, что и определение критерия стоимости (цены). Изначально строится матрица продолжительности выполнения проекта на основе данных выполнения соответствующих контрактов. Для определения области приемлемых решений при оценке выполнения отдельных этапов работ (контрактов) необходимо построить график зависимости функции полезности от условной эффективности критерия продолжительности проекта. При надлежащем выполнении контрактов период их реализации должен находиться в диапазоне 0,7 – 1,0. Оптимальной продолжительностью выполнения контракта следует считать сокращение времени на 25% по сравнению с тем, что установлено дирекцией строительства. В соответствии с установленной областью приемлемых решений строится матрица, и выделяются те работы, которые выходят за установленные границы. Определение основного критерия качества выполнения проекта предусматривает следующие шаги: 1) расчет показателей дифференциальных критериев оценки качества в зависимости от предшествующего опыта предложений по технологиям производства работ, уровня квалификации инженерно-технического персонала, рабочих по основным профессиям, наличия лабораторного оборудования для контроля качества; 2) выбор (или определение) коэффициентов весомости дифференциальных критериев оценки качества выполнения проекта на основе рекомендаций экспертов; 3) расчет значений дифференциального критерия качества выполнения подряда с учетом коэффициентов весомости; 4) расчет обобщенного показателя качества выполнения подряда. Показатели, характеризующие организацию выполнения дирекцией строительства работ с соблюдением мер безопасности, охраны здоровья людей и окружающей среды должны отражать соответствие мер безопасности установленным правилам. Систематические нарушения в данной сфере являются свидетельством крайне неудовлетворительной работы субъекта управления программами и проектам. Показатели соблюдения правил обеспечения безопасности дирекцией строительства носят обязательный характер для их анализа, как внутренними пользователями дирекции, так и внешними, в том числе органами власти, разрабатывающими и утверждающими государственные программы и проекты. Показатели оценки уровня организации управления процессами проектов, строительством, модернизацией и др. находятся в компетенции дирекции строительства и рассматриваются на предмет выполнения следующих условий: - во-первых, дирекция строительства подтверждает готовность к выполнению делегированных полномочий органом власти субъекта РФ, в частности выполнению всех работ, содержащихся в строительных проектах; - во-вторых, дирекция строительства отчитывается по итогам выполнения проектов, в том числе на предмет удовлетворения заявленных к строительному проекту требований перед началом его выполнения. Уровень фиксируемых отклонений по ряду предложенных показателей является предметом для дальнейшего анализа и принятия управленческих решений. Литература. 1. Постановление Правительства РФ от 13.09.2010 N 716 (ред. от 30.12.2011) «Об утверждении Правил формирования и реализации федеральной адресной инвестиционной программы». 2. Яськова Н.Ю. Развитие инвестиционно-строительных процессов в условиях глобализации. М.: МАИЭС, ИПО «У Никитских ворот», 2009. |