Каталог статей

Михайлов С.В., Суглобов А.Е.

Государственное регулирование использования оффшорных зон российскими предприятиями

Российская Федерация, взяв курс на рыночные реформы и рациональную интеграцию в мировое хозяйство, широко открыла внутреннюю экономику для взаимодействия с международным капиталом. В связи с расширением российского бизнеса, на сегодняшний день проявляется тенденция использования оффшоров в качестве важного элемента российских предприятий, которые преимущественно применяются для легальной минимизации налогообложения и повышения эффективности управления хозяйственной деятельности как в России, так и за её пределами. На сегодняшний день регулирование деятельности российских предпринимательских структур в оффшорных зонах является одним из приоритетов политики государства в сфере налогообложения, об этом свидетельствуют основные положения ряда программных документов. Анализ и изучение особенностей  государственных мер в области регулирования деятельности российских предпринимательских структур в оффшорных зонах, а также оценка их результативности представляют собой одно из приоритетных направлений деятельности государства по обеспечению экономической безопасности Российской Федерации.

По данным Федеральной службы государственной статистики, объём инвестиций, поступивших от иностранных инвесторов в экономику России в 2008 г. (в млн. долл. США) составляет 103769, из них Кипр – 19857, Великобритания – 14940, Нидерланды - 14542, Германия – 10715, Люксембург – 7073 и Франция – 6157. Производя оценку воздействия государственного регулирования на масштабы и последствия использования российскими предприятиями контролируемых ими оффшорных компаний, бенефициарами которыми они являются, можно увидеть исходя из анализа ряда явлений, характерных для российской хозяйственной практики за последние годы. В данном случае стоит отметить возможности реинвестирования капитала, имеющего   российское происхождение, из оффшорных зон. Понятие реинвестирование означает повторное, дополнительное вложение собственного или иностранного капитала в экономику в форме наращивания ранее вложенных инвестиций за счет полученных от них доходов, прибыли. Такое инвестирование позволяет концентрировать инвестиции в одном объекте, расширять производство. Сферой финансовых реинвестиций являются ценные бумаги, а реальных инвестиций — основной и оборотный капитал. Практика реинвестирования в Россию средств, ранее выведенных на счета подконтрольных оффшорных компаний,    является    на    сегодня    характерной    тенденцией, отражающей   один   из   ключевых   элементов   механизма   использования оффшорных зон российскими предприятиями.

Значительная часть средств, поступающих из-за рубежа, имеет российское происхождение и принадлежит российским бенефициарам, выступающими реальными субъектами инвестирования. Анализируя данные объёма инвестиций, поступивших от иностранных инвесторов в экономику России, например, Кипра, население которого составляет 750 тысяч человек, из которых   70%   работают   в сфере   услуг,   а основные   статьи производства приходятся на аграрную сферу, рыболовство и туризм, инвестиции в Россию составили 19857 млн. долл. США, что в свою очередь заставляет проанализировать всю схему происхождения денежных средств. На Кипре зарегистрировано  порядка  50 тысяч   иностранных  компаний,  из  которых российским  предприятиям принадлежит, по разным оценкам, от 3 до 25 тысяч. Погрешность объясняется тем, что официальная    статистика по реальным бенефициарам оффшорных компаний отсутствует.

Процесс реинвестирования средств из оффшорных зон не несет в себе негативных последствий, поскольку существует заинтересованность экономики в притоке капитала. Однако, необходимо сделать ряд выводов относительно возможных последствий данного явления для экономической безопасности России. Во-первых, схемы реинвестирования изначально подразумевают существование одной или нескольких подконтрольных российскому предприятию оффшорных компаний, которые, в свою очередь, могут использоваться для осуществления операций и реализации схем, предполагающих не только и не столько налоговое планирование, сколько уклонение от уплаты налогов, отмывание средств, полученных незаконным путем и совершение иных правонарушений и преступлений. Во-вторых, существование расхождений в трактовках законности применения отдельных схем налоговой оптимизации предприятиями и контролирующими структурами позволяет уходить от ответственности. У контролирующих органов зачастую отсутствуют полномочия и практические возможности проверки легальности происхождения всех или даже части инвестируемых из оффшорных зон средств. Учитывая зависимость современной российской экономики от конъюнктуры и динамики мировых цен на сырьевые ресурсы, практика показывает на примере мирового финансового кризиса, что с изменением экономической ситуации имеет место масштабный отток капитала и, как следствие,  развитие  кризисных  сценариев.  При  этом  бенефициары оффшорных компаний практически гарантированы от каких-либо убытков в силу мобильности аккумулированных на их счетах средств.

На сегодняшний день, государственное регулирование в области оффшорных зон ограничивается небольшим перечнем нормативно-правовых актов, регламентирующих данную тематику. Один из таких документов, является Приказ Министерства финансов России от 13 ноября 2007 г. N 108н (в редакции Приказа Минфина РФ от 02.02.2009 N 10н) "Об утверждении Перечня государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны)". Данный приказ устанавливает, что освобождаются от обложения налогом на прибыль доходы, полученные российскими организациями в виде дивидендов при условии, что на день принятия решения о выплате дивидендов получающая дивиденды организация в течение не менее 365 дней непрерывно владеет на праве собственности не менее чем 50-процентным вкладом (долей) в уставном капитале выплачивающей дивиденды организации или депозитарными расписками, дающими право на получение дивидендов. Дивиденды должны быть  в сумме, соответствующей не менее 50% общей суммы выплачиваемых организацией дивидендов, и при условии, что стоимость приобретения и получения в собственность вклада в уставном капитале выплачивающей дивиденды организации или депозитарных расписок, дающих право на получение дивидендов, превышает 500 миллионов рублей. В случае, если выплачивающая дивиденды организация является иностранной, то указанная льгота применяется лишь в отношении организаций, государство постоянного местонахождения которых не включено в перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (оффшорные зоны). Минфином России определен перечень таких оффшорных зон. Перечень включает в себя 42 государства и территории, в том числе Княжество Андорра, Королевство Бахрейн, Бермуды, Гибралтар, Республику Кипр, специальные административные районы Китая Гонконг и Макао, Княжество Монако, Объединенные Арабские Эмираты, отдельные административные единицы Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии. В феврале 2009 года к данному списку присоединилась Республика Сейшельские Острова.

Следует отметить, что основной целью использования предприятиями финансовых схем с использованием оффшорных зон является оптимизация налоговой политики предприятия при осуществлении внешнеэкономической деятельности – действия, связанные со снижением налогового бремени в рамках действующего законодательства, владение активами – их сохранность в условиях неоднозначной государственной политики, а также структурирование активов – позволяет повысить правовую защищённость активов и усилить международную привлекательность. Неоспоримо то, что отличие противоправного уклонения от уплаты налогов от налоговой оптимизации представляется довольно сложным, поскольку принципиальные схемы использования оффшорных зон в целях налогового планирования и для совершения налоговых правонарушений схожи между собой. Действующий высокий режим конфиденциальности в оффшорных юрисдикциях осложняет получение контролируемыми органами данных, которые идентифицируют реальных акционеров и финансовую информацию.

Необходимость усиления взаимодействия контролирующих органов России и ряда стран в области обмена информации позволила бы получение данных о конечных бенефициарах оффшорных компаний. Перечень государств, достижение договоренностей с которыми по этим вопросам носит первоочередную значимость и совпадает со списком крупнейших стран-инвесторов.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Офшорные юрисдикции в глобальной и национальной экономике / Б.А. Хейфец. – М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2008. – 335 с.

2. Шамбост Э. Энциклопедия оффшорных зон: Пер. с фр. – М.: ВИКРА, 2004. – 808 с.

3. Россия в оффшорном бизнесе / М.А. Халдин. – М.: Междунар. отношения, 2005. – 176 с.