Каталог статей

Е.А. Волынец

Взаимосвязь инновационного развития потребительского рынка и других элементов рыночной среды

Актуальность темы обусловлена тем, что большое значение в развитии экономики Республики Беларусь уделяется вопросам перспективного развития торговых организаций, оптимизации хозяйственных связей и механизмов продаж, поскольку желание стать ближе к конечному потребителю позволяет получить дополнительные конкурентные преимущества на потребительском рынке, развить его инновационный потенциал и увеличить прибыль торговых и сбытовых организаций. Однако динамика изменений отечественного потребительского рынка говорит о необходимости адаптации зарубежного опыта и использования инновационных механизмов его развития с целью соблюдения конкурентных условий хозяйствования и построения высокоэффективной экономики, направленной на конечного потребителя.

Регулирование субъектов потребительского рынка, конкурирующих за получение наиболее выгодных условий предпринимательства, за минимизацию издержек производства и обращения путем внедрения инноваций и иных достижений, формирования и поддержания спроса на свою продукцию разнообразными методами информационного, в том числе рекламного, воздействия, должно осуществляться на принципах равноправия и единства стандартов управления. Таким образом, потребительский рынок является важной составляющей экономического рынка страны, соединительным звеном между производством и конечным потреблением. Исследование инновационного развития и управления потребительским рынком в современной экономике актуально и требует серьезных научных разработок.

Рассмотрим понятия «рынок» и «потребительский рынок», а также функции потребительского рынка. Рынок – многогранное понятие. Можно отметить два основных подхода к его определению. Первый основан на выделении политико-идеологического и философского содержания: рынок рассматривается как способ организации общественного производства, поведения хозяйствующих субъектов, мышления. Второй подход акцентирует внимание на его конкретном экономическом содержании: рынок рассматривается как механизм, объединяющий спрос и предложение для обеспечения процессов купли-продажи товаров [1, с. 106]. Потребительский рынок – это отдельные лица, приобретающие товары и услуги для личного пользования. В настоящее время на исследование потребительского рынка организации тратят все больше средств, пытаясь выяснить, кто, как, где и почему покупает тот или иной товар. Разобравшись в реакции потребителей на различные характеристики товара, предприятие будет иметь преимущество перед конкурентами [2, с. 52].

Потребительский рынок выполняет следующие функции [3, с. 233]: обеспечивает взаимодействие продавцов и покупателей, а также согласование экономических интересов контрагентов; устанавливает количественные пропорции в структуре спроса и предложения; выполняет роль сигнальной системы для производителей и потребителей через прямые и обратные связи; определяет уровень цен и пропорции между ценами на различные товары; обусловливает распределение потребительских товаров и услуг между разными социальными группами населения; обеспечивает участие регионального хозяйства в межрегиональных торгово-экономических связях.

Рынок потребительских товаров является важной составляющей экономического рынка страны, соединительным звеном между производством и конечным потреблением и, таким образом, связан со всеми другими видами рынков. На рисунке 1 представлены взаимосвязи потребительского рынка с другими рынками рыночной среды [4, с. 47].

Проанализировав рисунок 1, можно сделать вывод, что рынок товаров народного потребления взаимосвязан с рынком рабочей силы, рынком информации, недвижимости, рынком средств производства, финансовым рынком, рынком услуг, технологий и рынком товаров интеллектуальной собственности. Таким образом, внедрение инноваций на любом выше перечисленном рынке, так или иначе, отразится на развитии потребительского рынка.


Рисунок 1 – Взаимосвязи потребительского рынка с другими элементами рыночной среды

В Государственной программе инновационного развития Республики Беларусь на 2011 – 2015 годы выделены основные задачи инновационного развития страны. Соотнесем данные задачи по элементам рыночной среды. На рынке технологий необходимо создание принципиально новых высокотехнологичных и наукоемких секторов экономики (биотехнологии, нано- технологии, микроэлектроника, технологии тонкой химии, информационные технологии, производство новых материалов, лазерно-оптические технологии, коммуникационные технологии, атомная и возобновляемая энергетика, генная инженерия), достичь максимального роста добавленной стоимости в производстве на основе его технологического обновления, образования многопрофильных холдингов, кластерных структур. На рынке товаров интеллектуальной собственности необходимо осуществлять развитие научно-технической и инновационной продукции, повышать эффективность охраны интеллектуальной собственности, совершенствовать механизмы коммерциализации результатов инновационной деятельности. На рынке средств производства необходимо проводить таких мероприятий, как снижение материалоемкости, энергоемкости и импортоемкости производства, повышать экологическую безопасность средств производства. Что касается финансового рынка, необходимо привлекать инвестиции (в том числе прямые иностранные инвестиции и венчурный капитал) путем формирование благоприятных правовых, экономических и социальных условий. На рынке рабочей силы необходимо создавать эффективную систему непрерывной подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров, специалистов и руководителей для инновационной экономики. Таким образом, аспект инновационного развития присутствует в каждом элементе рыночной среды. Рассмотрим, как инновационное развитие элементов рыночной среды отразится на инновационном развитии потребительского рынка.

Привлечение инвестиций позволит модернизировать действующие организации и производства на основе внедрения инновационных технологий. Технологическое переоснащение производств будет способствовать освоению и выпуску новой продукции, в том числе и потребительских товаров. Кроме освоения и выпуска новой продукции необходимо улучшать уже освоенную продукцию, т.е. обеспечивать производство традиционных товаров и услуг с новыми свойствами и параметрами, недостижимыми в рамках предыдущих технологических укладов (так называемые улучшающие и псевдоинновации). На потребительском рынке всегда пользуются спросом товары безопасные для здоровья людей, экологически безопасная продукция, обладающая низкой энергоемкостью и материалоемкостью. Не стоит забывать, что для появления на рынке новой либо усовершенствованной продукции, нужно проводить исследования и разработки. Для этого необходимо содействие развитию изобретательства и повышение качества результатов научно-технической деятельности, переориентация научно-исследовательских, опытно-конструкторских и опытно-технологических работ на создание научно-технических разработок, пользующихся спросом на рынке.

Таким образом, возможно решение такой проблемы на потребительском рынке, как высокая доля импорта. В программе социально-экономического  развития Республики Беларусь на 2011-2015 годы одна из целей социально-экономического развития – рост экспорта товаров и услуг, сбалансированность и эффективность внешней торговли. Следовательно, с помощью внедрения инновационных технологий возможно осуществить производство импортозамещающей продукции, а также продукции, предназначенной на экспорт. Концентрация экономической политики на наращивании экспортного потенциала страны позволит изменить структуру экспорта Беларуси в сторону увеличения доли высокотехнологичных товаров и услуг, а также снижения ее энергетической составляющей; обеспечить расширение традиционных и завоевание новых рынков сбыта. Это является обязательным условием снижения уязвимости экономики к колебаниям внешнеэкономической конъюнктуры, обеспечения необходимых объемов поступления валютных средств.

Трудно представить инновационное развитие потребительского рынка без обученных и подготовленных кадров, владеющих современными организационно-управленческими и производственными технологиями, т.е. людей, которые смогут грамотно управлять данным процессом. В данном случае будет оказываться влияние со стороны развития рынка рабочей силы.

Следует отметить, что с целью осуществления инновационного развития потребительского рынка необходимо уделить внимание предпринимательству, т.е. обеспечить развитие малого и среднего бизнеса в инновационной сфере. В соответствии с Государственной программой инновационного развития, целью поддержки предпринимательства является создание условий для развития бизнеса в сфере производства и услуг, выпуска конкурентоспособной на мировом рынке высокотехнологичной продукции. В программе также указаны задачи и конкретные мероприятия по поддержке предпринимательства в инновационной сфере.

Таким образом, можно сделать вывод, что в нашей стране значительное внимание уделяется инновациям, что, несомненно, является правильной позицией государства. С помощью данного направления развития будет создана конкурентоспособная, инновационная, высокотехнологичная, ресурсо- и энергосберегающая, экологобезопасная экономика.

Список использованных источников

1. Дурович, А.П. Основы маркетинга: учеб. пособие / А.П. Дурович. – 2-е изд. стереотип. – М.: Новое знание, 2006. – 512 с.

2. Похабов, В.И. Основы маркетинга: учеб. пособие / В.И. Похабов, В.В. Тарелко. – Минск: Высш. шк., 2001. – 271 с.

3. Шапкин, И.Н. Управление региональным хозяйством: учеб. пособие / И.Н. Шапкин, А.О. Блинов, Я.М. Кестер. – М.: КНОРУС, 2005. – 400 с.

4. Экономика организаций торговли: учеб. пособие / под ред. Р.П. Валевич, Г.А. Давыдовой. – Минск: БГЭУ, 2010. – 671 с.

5. Государственная программа инновационного развития Республики Беларусь на 2011 – 2015 годы (утверждена Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 26.05.2011 № 669) [Электронный ресурс] / Совет Министров Республики Беларусь. – Минск, 2011. – Режим доступа: [сылка более недоступна} - Дата доступа: 20.12.2011.

6. Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011-2015 годы (утверждена Указом Президента Республики Беларусь от 11 апреля 2011 года № 136 [Электронный ресурс] / Министерство экономики Республики Беларусь. – Минск, 2011. – Режим доступа: [сылка более недоступна} - Дата доступа: 20.05.2011.