Каталог статей | ||||||||||||||||||||||||||||||
Евсеева С.А., Лашутина Е.О., Чепракова А.С. Оценка социальной ответственности бизнеса предприятий лесного комплекса г. ЛесосибирскаТема социальной ответственности бизнеса является достаточно новой для российской практики. Концепция CSR (Corporate Social Responsibility - социальная ответственность бизнеса) предполагает планирование развития корпорации в трех взаимосвязанных аспектах - обеспечение доходности бизнеса, забота об окружающей среде и социальные программы. Появился даже специальный термин; обозначающий такую сбалансированную систему показателей ‑ «тройная планка» [3].Идеология социальной ответственности, уходя корнями в концепцию устойчивого развития, позволяет выстраивать такие отношения между бизнесом и обществом, которые основаны на возвращении бизнесом доли ренты от использования природных ресурсов обществу. Для системы лесного хозяйства это означает, что предприятия компенсируют местным сообществам использование лесных ресурсов, которые принадлежат всему народу, через свою социальную политику в местах своего присутствия. Для лесных предприятий эти вопросы актуализируются в контексте лесной сертификации, в которой социальная ответственность бизнеса является одним из важнейших критериев. [1] Корпоративная социальная ответственность — это концепция, в соответствии с которой организации учитывают интересы общества и берут на себя ответственность за влияние их деятельности на заказчиков, поставщиков, работников, акционеров, местных сообществ и прочих заинтересованных сторон общественной сферы. Реализация корпоративной социальной ответственности требует достижения следующих целей: - содействие устойчивого развития региона; - модернизация технической базы; - развитие инновационных процессов и повышение инвестиционной привлекательности предприятия; - поддержание достойных условий и оплаты труда работников предприятий; - повышение уровня и качества жизни работников предприятия, а также членов их семей и населения региона. Деятельность предприятий в области корпоративной социальной ответственности должна быть направлена на достижение результатов в различных сферах ответственности это в технико-технологической сфере, куда входит: промышленная безопасность; охрана и безопасность труда; ресурсосбережение; утилизация отходов; качество производимой продукции; развитие инновационных процессов. В организационно-экономической сфере – это социальное партнерство в сфере труда, взаимоотношение с работниками, развитие персонала и профессиональная подготовка, организация и уровень оплаты труда, соблюдение договорных обязательств с партнерами, ценовая политика, выполнения обязательств по уплате налогов и сборов.[4] И в непроизводственной сфере - дополнительное социальное обеспечение работников, членов их семей, формирование гражданского общества, благотворительная деятельность, развитие местного сообщества, участие в решении социально-экономических проблем региона, информационная открытость. Для многих предприятий становится все очевиднее тот факт, что успех компании на рынке во многом зависит от объема ее инвестиций в социальную сферу страны. Как показывает практика, высокая корпоративная социальная ответственность позволяет сформировать положительный имидж фирмы или предприятия. Это, в свою очередь, дает компании определенные выгоды: - помогает в расширении клиентской базы, укреплении партнерских связей; - облегчает получение кредитов, упрощает страхование; - обеспечивает более конструктивное взаимодействие с государственными структурами; - предоставляет возможность привлекать (удерживать) в штате фирмы высококвалифицированных специалистов; - усиливает рейтинговые позиции на внутреннем и международном рынках. Сертификация систем социальной ответственности проводится по международному стандарту SA8000, который свидетельствует о том, что все условия труда в компании или на предприятии приведены в соответствие с общепринятыми нормами и правами человека, а руководство бизнес структуры готово взять на себя ответственность за соблюдение этих норм. Компании, прошедшие сертификацию получают возможность повысить мотивацию для более производительной деятельности своего персонала, формирует позитивную репутацию в деловой среде и на рынке.[2] Для оценки социальной ответственности предприятий лесного комплекса г. Лесосибирска в данной работе использовались индикаторы регулирующих сфер, представленные в таблице 1: Таблица 1 – Индикаторы регулирующих сфер ответственности
Продолжение таблицы 1
В данной работе методика оценки социальной ответственности предприятия по индикаторам регулирующих сфер ответственности предполагает бальную оценку: 0 баллов означает невыполнение обязательных действий социальной ответственности организацией. 1 балл - начальный уровень в области корпоративной социальной ответственности, т.е. компания уже получила достаточные результаты в этой области. 2 балла – считается не просто добровольность, но и инициативность социальной деятельности предприятия. Применение индикаторов социальной ответственности на предприятиях лесного комплекса г. Лесосибирска показало, что социальная ответственность по технико-технологической сфере выполняется на 9 баллов из 14 возможных. Это говорит о том что предприятия социально ответственны по этой сфере на 64%; в организационно-экономической сфере на 13 баллов из 22 возможных это составляет 59%; и в внепроизводственной сфере на 13 баллов из 14 возможных что составляет 93 % . Суммарная оценка показала, что организации являются социально ответственными на 72%. Это говорит о том что предприятия являются достаточно социально-ответственными, по множествам показателей, таким как: - выпуск безопасной и качественной продукции; - оказание конкурентоспособных услуг; - установление справедливых цены; - предоставление правдивой информации о продукции; - содействовие в улучшении социального климата в обществе. Для улучшения социальной ответственности на предприятиях лесного комплекса г. Лесосибирска необходимо: - улучшение условий безопасности труда; - увеличение заработной платы работников; - улучшение деятельности по сохранению рабочего места за работником; - улучшение благотворительной деятельности. Литература: 1 Богатова, Е. Ю. Лесной бизнес и социальная ответственность: оценка проблем и перспектив [Текст] / Е. Ю. Богатова // Российское предпринимательство. - 2008. - № 8. - Вып. 1 (116). - С. 108-111. 2 Корпоративная социальная ответственность предприятия, бизнеса [Электронный ресурс]. – Режим доступа: [сылка более недоступна} 3 Социальное партнерство как основа развития социально-ориентированной экономики региона: проблемы и опыт исследования [Текст]: коллективная монография / под ред. Т. В. Морозова. - Петрозаводск: Карелия, 2005. - С. 189-209. 4 Рекомендации по использованию в практике управления и корпоративной нефинансовой отчетности [Текст] / Ф. Т. Прокопов, Е. Н. Феоктистова [и др.]. - М., 2008. – 146 с. | ||||||||||||||||||||||||||||||