| Евсеева С.А.; Ведерникова А.В., Юсифова А.С.
  Реализация принципа менеджмента качества «Ориентация на потребителя» в деятельности управляющих организаций жилищно-коммунального хозяйстваОдним из основных принципов менеджмента качества
является «Ориентация на потребителя». Согласно ГОСТ Р ИСО 9000-2008 принцип
ориентации на потребителя предполагает такую деятельность компании, при которой
предприятие или фирма будет предвидеть потребности своих клиентов и будет
нацелена на изучение этого спроса, выполняя требования потребителей или
заказчиков ее услуг.Цель исследования заключается в изучении взаимоотношений
управляющей организации с собственниками многоквартирного дома и разработка
рекомендаций, способствующих их улучшению.
 В теории маркетинга существует четыре метода
разработки и анализа процесса обслуживания в маркетинге услуг: метод
диаграммного проектирования, метод точек соприкосновения, метод потребительского
сценария и метод реинжиринга. Смысл каждого из перечисленных методов отражен в
таблице 1.
  
 Таблица 1 – Основные характеристики методов
разработки и анализа процесса обслуживания 
в маркетинге услуг
  
 
 
 
  | Название метода
   | Основные характеристики
   |  
  | Метод
  диаграммного проектирования
   | Диаграммное
  отражение «видимой полосы» для потребителей выполняемых в процессе оказания
  услуги задач и невидимой части
   |  
  | Метод
  реинжиринга
   | Цель
  метода заключается в анализе и оптимизации сложившейся практики  обслуживания с целью повышения
  эффективности функционирования фирмы посредством маркетинга
   |  Продолжение
таблицы 1
 
 
 
  | Метод
  точек соприкосновения
   | Отражение
  всех моментов, когда потребитель контактирует с персоналом фирмы в процессе
  потребления услуги
   |  
  | Метод
  потребительского сценария
   | Технология
  метода заключается в том, что менеджер по маркетингу, кроме самостоятельного
  проектирования этапов и задач процесса обслуживания, может попросить самих
  потребителей выполнить эту задачу
   |   
 В рамках данного исследования подробно был
рассмотрен метод точек соприкосновения. Процесс взаимодействия между персоналом фирмы и
потребителями в момент производства и потребления услуги маркетологи иногда
концептуализируют как «точку соприкосновения». Именно в точках соприкосновения
случаются так называемые «моменты истины», т.е. когда подтверждаются или не
подтверждаются ожидания потребителей.
 Изучив процесс обслуживания управляющей
организации, были выделены все те моменты, когда потребитель контактирует с
персоналом управляющей организации в процессе оказания услуги (табл. 2).
 Таблица 2 - Применение метода точек
соприкосновения для анализа процесса обслуживания управляющей организации
жилищно-коммунального хозяйства
 
 
 
  | Описание точки соприкосновения
   | Контактное лицо (группа лиц)
   | Требования к качеству обслуживания
   |  
  | 1
   | 2
   | 3
   |  
  | 1 Выбор управляющей организации по управлению
  многоквартирным домом
   |  
  | Общее
  собрание собственников помещений в многоквартирном доме для выбора
  управляющей организации 
   | Представитель
  управляющей компании
   | Предоставление
  информации в полном объеме, коммуникативность, индивидуальный подход,
  атмосфера доверия и взаимопонимания, ориентация на проблемы собственников
   |  
  | Сбор
  подписей у жильцов многоквартирного дома для заключения договора (в заочной
  или очной форме)
   | Представитель
  управляющей компании
   | Вежливость,
  индивидуальный подход, оперативность работы
   |  
  | 2 Диспетчерское обслуживание
   |  
  | Прием
  заявки на обслуживание (в непосредственном контакте) в личной беседе   
   | Сотрудники
  диспетчерской
   | Коммуникативность,
  вежливость, оперативность работы, ориентация на потребителя
   |  
  | Прием
  заявки на обслуживание по телефону
   | Сотрудники
  диспетчерской
   | Коммуникативность,
  вежливость, оперативность работы
   |   
 Продолжение
таблицы 2
 
 
 
  | 1
   | 2
   | 3
   |  
  | Прием
  претензий, связанных с предоставлением услуг ненадлежащего качества и/или
  непредоставлением услуг
   | Сотрудники
  диспетчерской
   | Коммуникативность,
  вежливость, оперативность работы, оказание поддержки персоналу для
  эффективного обслуживания собственников, сотрудники должны быть
  дисциплинированными
   |  
  | Выполнение
  заявки на обслуживание
   | Ремонтная
  бригада
   | Оказание
  полного комплекса жилищно-коммунальных услуг высокого качества,
  предоставление помощи собственникам с решением их проблем, оказание услуг к
  назначенному времени, обладание современной оргтехникой и оборудованием
   |  
  | 3 Рассмотрение претензий
   |  
  | Прием
  претензий, связанных с услугой ненадлежащего качества (по телефону, в личной
  беседе, в письменной форме)
   | По
  телефону – диспетчер;
   в
  личной беседе – директор (заместитель)
   | Коммуникативность,
  вежливость, оперативность работы, оказание поддержки персоналу для
  эффективного обслуживания.
   |  
  | Рассмотрение
  претензии (в личной беседе, по телефону)
   | Сотрудник
  управляющей организации
   | Быстро
  реагировать на просьбы собственников, выполнение своих обещаний оказания
  услуги к назначенному времени, оперативность работы, индивидуальный подход
   |  
  | Составление
  акта о предоставлении или непредоставлении жилищно-коммунальных услуг
  ненадлежащего качества
   | Взаимодействие
  потребителя (собственники) и исполнителя (представитель управляющей
  организации)
   | Взаимопонимание,
  вежливость, ориентация на проблемы собственников и знание их потребностей
   |  
  | Перерасчет
  в случае наличия факта о непредоставлеии и/или предоставлении услуги
  ненадлежащего качества
   | Бухгалтер
   | Наличие
  программного обеспечения, профессионализм, оперативность работы, опрятность
   |  
  | 4 Оплата жилищно-коммунальных услуг
   |  
  | Информирование потребителя о порядке
  начисления квартплаты
   | Бухгалтер по начислению квартплаты
   | Наличие программного обеспечения, профессионализм,
  оперативность работы, воспринимаемая компетентность, опрятность
   |  
  | Прием
  платы за жилищно-коммунальные услуги
   | Кассир
   | Наличие
  оборудованных помещений для принятия наличных денежных средств, надежная
  репутация, вежливость, оперативность работы
   |   
  
 Окончание
таблицы 2
 
 
 
  | 1
   | 2
   | 3
   |  
  | 5 Неплательщики
   |  
  | Взыскание
  долгов (досудебный этап): выставление претензий должнику, предупреждение
   | Представитель
  управляющей организации, юрист
   | Оперативность
  работы, вежливость, коммуникативность, атмосфера доверия и взаимопонимания,
  дисциплинированность, участие в решении проблемы собственников
   |  
  | Представление
  и рассмотрение интересов управляющей компании и собственников
  многоквартирного дома в суде
   | Юрист
   | Профессионализм,
  в приоритете интересы и предложения собственников, юрист должен опрятно и
  аккуратно одет, взаимопонимание
   |  
  | 6 Отчет управляющей организации о деятельности
  на общем собрании собственников
   |  
  | Составление
  отчета управляющей организации об исполнении договора управления
   | Представитель
  управляющей организации
   | Ориентация
  на интересы и проблемы собственников, взаимопонимание, вежливость,
  коммуникативность, профессионализм
   |  
  | Отчет
  перед собственниками:
   -
  в устной форме (на общем собрании собственников);
   -
  разместить в доступном для всех собственников месте (подъезды дома, доска объявлений
  на придомовой территории), письменный отчет; 
   -
  разложить текст отчета по почтовым ящикам квартир
   | Представитель
  управляющей организации
   | Предоставление
  информации в полном объеме, коммуникативность, атмосфера доверия и
  взаимопонимания, оперативность работы
   |  
  |  |  |  |  |  |  Таким образом, для улучшения взаимоотношений
между управляющей организации и собственниками многоквартирного дома
необходимо:
 -
повышение качества предоставляемых услуг;
 -
информирование собственников о деятельности УО;
 -
информирование сотрудников организации о потребностях потребителей;
 -
обучение методам работы с клиентами посредством проведения тренингов и
мастер-классов;
 -
совершенствование материально-технической базы организации.
 Наиболее эффективным инструментом, направленным
на формирование положительного отношения собственников многоквартирного дома к
управляющей организации, является инструмент паблик рилейшнз (PR).
В рамках данного метода были разработаны ряд мероприятий (табл. 3)
 Таблица 3 – Мероприятия, направленные
наформирование положительного отношения собственников многоквартирного дома к
управляющей организации
 
 
 
  | Наименование мероприятия
   | Содержание
   |  
  | Создание
  сайта с развитой обратной связью
   | Возможность
  отправить отзыв о работе УО, ответы на часто задаваемые вопросы (FAQ),
  колонка пожеланий и предложений, создание карточек отзывов и выдача их в
  пунктах оплаты ЖКУ, книга жалоб и предложений
   |  
  | Размещение
  публикаций в печатных изданиях
   | Размещение
  колонки пожеланий и предложений в газете, размещение FAQ, размещение отзывов
  клиентов, размещение годового отчета УО, положительные публикации об
  организации, предоставляемых услугах, сервисе
   |  
  | Выступления
   | На
  конференциях, посвященных отрасли, на собраниях с собственниками жилья с
  презентацией о проделанной работе, ответах на вопросы и планах УО
   |  
  | Создание PDF газеты
   | Газета будет отправляться на электронную почту
  собственникам жилья, в которой будут публиковаться последние новости работы
  организации, отрасли, различные советы (получение субсидий и т.д.)
   |  
  | Ведение видео-обращений
   | Комментарии работы организации, последние новости,
  помощь собственникам жилья, ответы на часто задаваемые вопросы и др.
   |  
  | Спонсорские мероприятия
   | Участие в жизни города: оказание материальной
  помощи в организации спортивных и культурных мероприятий, а также в
  проведении городских праздников
   |   
 Для выполнения
выделенных требований собственников к качеству обслуживания в управляющей
организации необходима специализированная подготовка персонала (обучение
работой с собственниками посредством проведения мастер-классов и тренингов на
психологическом уровне). Достоинствами данного обучения являются: возможность
получения навыков практической работы, способность усиления существующей
мотивации сотрудников компании, тренинги позволяют не
только получить нужные теоретические знания от тренера, но и обменяться личным
опытом.
 Таким образом,
разработанные в ходе исследования мероприятия будут направлены на улучшение
взаимоотношений между управляющей организацией и собственниками, а также будут
более полно удовлетворять их потребности.
 Литература:
 1.                    
Ватолкина, Н.Ш. Управление качеством в сфере услуг[Текст]:
учебно-методическое пособие / Н.Ш. Ватолкина. – Саранск, 2006. – 80 с.
 2.                    
Плетнева, Н.П. стандарты ИСО 9000 – Первая ступень
делового совершенства [Текст] / Н.П. Плетнева // Менеджмент в России и за
рубежом. – 2006. - №1. – С. 104-108.
 3.                    
Скрипко, Л. Как определить результативность и
эффективность процессов? [Текст] / Л. Скрипко // Стандарты и качество. – 2005.
- №5. – С. 60-63.
 4.                    
Мазур, И. И. Управление качеством [Текст] : учеб.пособие / И.
И. Мазур, В. Д. Шапиро. - 6-е изд., стереотип. - М. : ОМЕГА-Л, 2009. - 339 с.
 |