Каталог статей |
Белякова Т.Б. К вопросу учета предприятий малого бизнеса по международным стандартам и в соответствии с российским законодательствомМалые и средние предприятия являются традиционной и важной частью экономики практически всех стран, в том числе и индустриально развитых. Естественно, что развитие малых предприятий в различных странах имеет свои особенности, вытекающие из исторических традиций, а также сложившейся роли и места небольших предприятий в экономике страны. И, как правило, зависит от достигнутого уровня концентрации и индустриализации экономики, а также от целей, стоящих перед сферой малого и среднего предпринимательства в новых социально-экономических условиях. Малое и среднее предпринимательство имеет ряд преимуществ, являющихся объективными предпосылками важной роли субъектов малого бизнеса в системе воспроизводства. Это высокая гибкость и оперативность в принятии решений, восприимчивость к нововведениям, быстрая адаптация к внешним воздействиям, быстрая оборачиваемость средств, высокий уровень специализации производства и труда.Советом по МСФО 9 июля 2009 г. был выпущен международный стандарт финансовой отчетности для малых и средних предприятий. Этот документ является одним из самых значимых по количеству потенциальных адресатов (к малым и средним предприятиям относится более 95% всех компаний в мире). Стандарт призван существенно снизить нагрузку на малый и средний бизнес по составлению отчетности по международным стандартам. Официальное название стандарта International Financial Reporting Standard for Small and Medium-sized Entities (IFRS for SMEs) – международный стандарт финансовой отчетности для малых и средних предприятий (МСФО для МСП). Стандарт не считается частью полного комплекта МСФО,а представляет собой законченный набор учетных правил. У организации, применяющей данный Стандарт, нет необходимости дополнительно обращаться к полному комплекту МСФО. По содержанию он представляет собой изложение в краткой форме всех требований МСФО. Новый Стандарт объединил в себе все фундаментальные положения принципов подготовки и составления финансовой отчетности, а также основные принципы и соответствующие рекомендации по их применению из каждого стандарта и интерпретации, которые были признаны применимыми для МСП. В отличие от полной версии стандартов, для малых и средних предприятий предусмотрен только один наиболее простой вариант учета. Данный стандарт разрешен для применения определенными субъектами – теми организациями, которые отвечают определению малых и средних. Согласно Стандарту малые и средние предприятия – это непубличные коммерческие компании, составляющие финансовую отчетность общего назначения для внешних пользователей. В каждой стране, решившей перейти на применение Стандарта для МСП, могут использоваться свои критерии для определения, какие предприятия считаются малыми и средними. Как правило, критерием выступает численность персонала. По мнению Совета по МСФО, основной категорией предприятий, подпадающих под действие данного Стандарта, являются компании с численностью персонала от 10 до 50 человек. Организации малого и среднего бизнеса могут самостоятельно выбирать, применять ли стандарт для малого бизнеса или полный комплект МСФО. Выбор ограничен только этими двумя вариантами. Организация не может комплектовать свою учетную политику, руководствуясь в каких-либо пропорциях положениями Стандарта для малого бизнеса и остальными МСФО одновременно. Основным аргументом разработки отдельного Стандарта стали ограничения в финансовых возможностях небольших предприятий по выполнению всех требований составления отчетности, предусмотренных полной версией МСФО. У малых предприятий также несколько иной круг пользователей финансовых отчетов по сравнению с публичными компаниями. Главными среди них являются: собственники и руководители, банки и другие кредиторы, государственные ведомства, налоговые органы и другие. Основными пользователями информации крупных компаний являются инвесторы, а также работники, заимодавцы, поставщики и прочие кредиторы, покупатели, правительства и их органы, общественность. Совет по МСФО принял решение не настаивать обязательном применении Стандарта для МСП. Решение должна принимать каждая в отдельности страна. При этом она вправе устанавливать порядок их использования: все ли средние и малые предприятия или только отдельные их группы должны будут его применять. В мире далеко не однозначное отношение к тому, что МСФО должны быть единые для средних и малых предприятий. Например, Межправительственная рабочая группа экспертов по международным стандартам учета и отчетности (МСУО) ЮНКТАД полагает, что МСФО для МСП могут не подойти для более мелких предприятий, так как такие предприятия могут и не готовить финансовую отчетность общего назначения. МСУО на протяжении последних лет издала ряд важных методических документов, относящихся к мелким предприятиям, которые часто управляются собственниками и на которых занято небольшое число работников или наемные работники вообще отсутствуют. Были разработаны и опубликованы «Руководящие принципы бухгалтерского учета и финансовой отчетности для малых и средних предприятий (РПУМСП) – руководство для уровня 3». Этот документ был обсужден на XXV (в 2008 г.) сессии МСУО и с некоторыми дополнениями принят в окончательном варианте. Эти принципы базируются на реальном учете потребностей пользователей и составителей финансовой отчетности малых предприятий. По структуре и содержанию этот документ напоминает МСФО. Но вместе с тем он имеет и немало отличий от них, прежде всего в содержании норм и требований, предъявляемых к ведению учета и формированию финансовой отчетности на малых предприятиях. Например, цель финансовых отчетов согласно РПУМСП состоит в том, чтобы представить информацию о финансовых показателях и финансовом положении отчитывающегося предприятия, которая будет полезна для пользователей при оценке эффективности предприятия и компетентности его руководства. А целью финансовой отчетности общего назначения, согласно МСФО (IAS) 1, является предоставление такой информации о финансовом положении организации, ее финансовых результатах деятельности и движении денежных средств, которая полезна широкому кругу пользователей при принятии ими экономических решений. Финансовая отчетность также показывает результаты управления ресурсами, доверенными руководству организации. В РПУМСП есть немало значимых рекомендаций, предложений и установок по ведению учета на малых предприятиях и составлению финансовой отчетности. Например, руководителям предлагается вести кассовые ведомости. Они предназначены для управления денежными пото-ками, что немало важно для поддерживания отношений с банками и другими источниками финансирования. К тому же они являются главным источником информации для составления финансовой отчетности малого предприятия. Отчетность предоставляется как минимум раз в год и содержит информацию не только за отчетный период, но и сравнительную информацию за предыдущий период, также включает в себя в обязательном порядке балансовый отчет, отчет о прибылях и убытках и пояснительные примечания. В РПУМСП изложены требования к содержанию обязательных отчетов малых предприятий и требования к содержанию пояснительных примечаний к финансовым отчетам малых предприятий. Естественно не все положения и вопросы, связанные с постановкой учета на малых предприятиях, нашли отражение в РПУМСП. Согласно Федеральному закону от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (ред. от 06.12.2011) к субъектам малого бизнеса отнесены юридические лица и индивидуальные предприниматели, отвечающие критериям, установленным ст. 4 указанного закона. Данным документом установлены критерии численности сотрудников для субъектов малого и среднего бизнеса. В российской практике выделены микропредприятия, в которых количество сотрудников не превышает 15 человек. Организации с численностью сотрудников от 16 до 100 человек признаются малыми, а с численностью от 101 до 250 человек – средними предприятиями. В настоящее время нормативно-правовая база не раскрывает в достаточной мере вопросов организации и ведения бухгалтерского учета на малых предприятиях. Нормативные документы ориентированы на постановку бухгалтерского учета в организациях, не являющихся субъектами малого предпринимательства. Налоговое и бухгалтерское законодательство, регламентирующее деятельность малого бизнеса, находится в процессе непрерывного совершенствования. Постоянное изменение законодательства в части бухгалтерского учета и налогообложения малых предприятий обусловлено интенсивным развитием экономических отношений в России, а в последнее время и переходом отечественного учета на международные стандарты. Малое предприятие должно вести бухгалтерский учет в соответствии с едиными методологическими основами и правилами, установленными Федеральным законом «О бухгалтерском учете», Положением о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации, Положениями по бухгалтерскому учету, Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий. Таким образом, оно должно применять все документы нормативного регулирования, кроме документов, содержащих конкретное указание на возможность неприменения субъектами малого бизнеса. Практика применения МСФО в России показала, что ошибки, возникающие из-за сложности методик расчетов или некорректного толкования положений стандартов, допускаются довольно часто. Применение Стандарта для МСП представляется более сегодня целесообразным. Однако возможности широкого распространения Стандарта в России ограничены. Это объясняется тем, что на сегодняшний день большинство российских компаний, применяющих МСФО, являются крупными компаниями, которые обязаны использовать полную версию стандартов. Полезным Стандарт может оказаться для небольших компаний, составляющих отчетность по МСФО с целью получения банковских кредитов. Сегодня таких компаний немного, но снижение издержек составления отчетности по международным стандартам дает возможность небольшим российским компаниям получить более дешевые зарубежные кредиты. Многим компаниям, которые планируют провести первичное размещение ценных бумаг на фондовых рынках и тем самым намерены составлять отчетность по МСФО, применение Стандарта для МСП может существенно упростить переход на полные международные стандарты в будущем и не потребует значительных капиталовложений. Литература: 1. Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ (ред. от 06.12.2011) «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». 2. Бикина Ю.В. Комментарий к международному стандарту финансовой отчетности для малых и средних предприятий // Горячая линия бухгалтера. – 2009. – № 17-18. 3. Гетьман В.Г. Международная стандартизация бухгалтерского учета и финансовой отчетности на малых предприятиях // Международный бухгалтерский учет. – 2009. – № 5. – С. 2-10. 4. Международные стандарты финансовой отчетности (материал подготовлен фирмой PricewaterhouseCoopers) // Финансовая газета. – 2009. – № 31. 5. Миславская Н.А., Поленова С.Н. Международные стандарты финансовой отчетности для субъектов малого предпринимательства // Международный бухгалтерский учет. – 2010. – № 4. |