Каталог статей

Казанкова Д.С.

Себестоимость продукции предприятия

Себестоимость продукции предприятия, по сути, представляет собой всю сумму прямых издержек, которые непосредственно связаны с производством, а также всех затрат на создание и реализацию продукции.

Себестоимость продукции предприятия включает прямые затраты на материалы, зарплату работникам и переменные издержки в виде материальных затрат, амортизации основных средств, зарплаты персонала основного и вспомогательного, а также накладные расходы, возникающие в связи с необходимостями производства и реализации продукции.

Различают такие виды себестоимости как полная и производственная.

Себестоимость продукции предприятия является один из наиболее существенных и важных показателей работы фирмы. Используется он в финансовом планировании в целях расчета прибыли, а также рентабельности разных видов продукции и общего объема реализации.

Полная себестоимость всей продукции, которая планируется к выпуску, отражается в смете затрат на производственные расходы и реализацию продукции. При этом полная себестоимость отличается от себестоимости реализуемой продукции. Та разница, которая существует между этими показателями, обусловлена фактом наличия остатков части нереализованной продукции, которая остается на начало (конец) намеченного периода.

В случае если выручка от реализации появляется по поступлению средств на счет производителя (или в кассу предприятия), то остатки продукции, которая не была реализована на начало периода, включают в себя средства в расчетах, товары на хранении и готовую продукцию, находящиеся на складах.

Для определения полной себестоимости эти остатки учитываются по производственной себестоимости за отчетный период в размере их фактического наличия.

Себестоимость изменяется с каждой произведенной или приобретенной единицей товара или услуги, что можно проиллюстрировать с помощью следующего простого примера:

Некто отправился на автомобиле в магазин, чтобы купить пачку масла ценою в 30 рублей. При расчёте затрат принимаются следующие составляющие:

· Затрачен час времени на поездку, что при оценке часа времени в 100 рублей добавляет к затратам 100 рублей.

· Износ автомобиля (амортизация), что добавляет к затратам 10 рублей.

Таким образом, себестоимость пачки масла составит:

Себестоимость = (цена * количество + затраты) / количество = 140 руб.

Но если приобрести 2 пачки масла, то себестоимость будет другой:

(цена * 2 + затраты) / 2 = 85 руб.

Современный способ справедливого определения полной себестоимости товара - Activity-based costing (ABC - учет затрат по видам деятельности).

Себестоимость продукции предприятия в денежной форме выражает затраты предприятия на производство продукции. Поэтому различают себестоимость плановую и фактическую.

При расчете плановой себестоимости в нее включаются максимально возможные затраты, которые предусматриваются планом. Фактическая себестоимость продукции соответствует размеру средств, действительно затраченных на выпуск продукции.

Прибыль предприятия зависит не только от качества технологий и промышленных процессов, совершенства продукции и эффективности управления процессами производства, но и от управления уровнем затрат. Поэтому учет себестоимости продукции находится в центре внимания представителей всех школ бухучета.

Развитие экономики в целом определяется развитием ее отдельных звеньев - промышленных предприятий. Их работа и эффективность определяется управленческой деятельностью, благодаря которой предприятие получает экономическую самостоятельность и конкурентоспособное положение среди прочих субъектов рынка.

Эффективность управления себестоимостью особенно актуальна в условиях необходимости адаптации к довольно быстро изменяющимся условиям внешней среды.

Сама концепция «управления себестоимостью» сегодня еще не является особо широкой распространенной, поскольку большее внимание уделяется калькуляционным и учетным аспектам.

Под управлением себестоимостью продукции понимают процесс ее непрерывного учета, планирования, анализа и контроля, в результате которых вырабатываются управленческие решения, направленные на оптимизацию и снижение затрат.

Управление себестоимостью включает систему мер по воздействию на отдельные стороны деятельности предприятия с целью повышения его эффективности и максимально возможного увеличения прибыли. Процесс управления складывается из функций планирования, мотивации, организации и контроля. Эти функции управления объединяются процессами коммуникации, а также принятием общих решений.

Литература:

1. Глубова О.С., Корбан Л.К., Шуровская Т.В., Валицкий С.В. Экономика строительства. – М., 2010.

2. Толмачев Е.А., Монахов Б.Е. Экономика строительства. – М., 2003.

3. Экономика строительства / Под общ. Ред. Степанова И.С.  – М., 2007.

4. [сылка более недоступна}