Каталог статей |
Курченков В.В. Влияние конкуренции на инновационную активность бизнес-структур в регионеВажное значение в реализации стратегии инновационного развития России на ближайшие десятилетия имеет повышение инновационной активности хозяйствующих субъектов. К сожалению, по этому показателю Россия существенно отстает от других стран. Анализируя причины снижения инновационной активности отечественных предприятий в последние годы, среди основных следует выделить: - недостаточное количество инвестиционных ресурсов предприятий. Так, около 98% затрат на инновации - это в основном собственные средства предприятий, в то время как в зарубежных странах большая часть средств – это средства государства и венчурных фондов; - сильное конкурентное давление со стороны зарубежных производителей на внутренних рынках; - отсутствие единой программы инновационного развития, и системы поддержки инновационно активных предприятий на уровне государства; - незаинтересованность новых собственников предприятий в развитии и модернизации производства; - правовая незащищенность отечественных предприятий от произвола чиновников и местных властей, а также криминальных структур (рейдерство); - неразвитость инновационной инфраструктуры и системы информационного обеспечения инновационной деятельности [1].Важным стимулирующим фактором повышения инновационной активности хозяйствующих субъектов является рыночная конкуренция. Инновационная активность выступает важным условием повышения конкурентоспособности хозяйствующего субъекта [2]. Однако, российская экономика на сегодняшнем этапе развития по- прежнему остается достаточно монополизированной. Около 30% российских предприятий не испытывают конкурентного давления. В основном это крупные предприятий, на долю которых традиционно приходится большая часть инновационных разработок, и которые обладают достаточно большим объемом собственных инвестиционных ресурсов. В среднем около 40% предприятий будут существовать в конкурентной среде. К ним относятся в первую очередь средние и малые предприятия. Однако и эти предприятия обладают достаточно низкой инновационной активностью, поскольку имеют ограниченное количество собственных инвестиционных средств, необходимых для инновационных разработок. А возможности привлечения инвестиций из внешних источников, в первую очередь, венчурного капитала в России пока, по сравнению с развитыми странами еще ограничено. В частности, анализ динамики объемов затрат на технологические инновации малых и средних предприятий Ростовской области выявил тенденцию их сокращения, в большей степени присущую субъектам среднего бизнеса, чем малого. Финансирование инновационных проектов в 2009 году осуществлялось субъектами малого и среднего предпринимательства в основном за счет собственных средств. В Волгоградской области 98% затрат на инновации в 2010 г. - это собственные средства предприятий, в то время как в зарубежных странах большая часть средств – это средства государства и венчурных фондов. Также «результаты обследования показали, что деятельность инновационно-активных малых предприятий в основном направлена на удовлетворение спроса отечественных потребителей, всего лишь 9 малых предприятий, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность, отгружали инновационные товары, услуги на экспорт» [3]. Иными словами, в экономике региона складывается несколько парадоксальная ситуация: крупные предприятия имеют ресурсы инновационного развития, повышения инновационной активности, но не имеют стимулирующего конкурентного фактора развития, в то время как малые и средние предприятия существуют в конкурентной среде, но не имеют достаточно ресурсов, в первую очередь инвестиционных, для инновационного развития. Подобная ситуация существенно сдерживает рост инновационной активности хозяйствующих субъектов различных масштабов хозяйственной деятельности. Таким образом, следует отметить, что регионы, являясь мезоуровнем формирующихся инновационных сетей, должны создавать условия для вовлечения в хозяйственный оборот разработок, финансирование которых не должно зависеть от наличия или отсутствия рынка технологий, а также интересов крупных игроков на национальном рынке. При этом значительную роль в повышении инновационной активности хозяйствующих субъектов на уровне региональной экономики должны сыграть полноценные конкурентные отношения. Поскольку повышение инновационной активности экономики – комплексная задача и ее фрагментарное решение может приводить к серьезным диспропорциям на разных уровнях экономической системы национального масштаба. Литература 1. Курченков В.В. Основные направления повышения инновационной активности промышленных предприятий // Эффективное освоение новшеств информации и идей – условие модернизации хозяйственных систем - Ежегодной всероссийской научно-практической конференции, приуроченной к международному дню Интеллектуальной собственности, Волгоград, 26-27 апреля 2011, - Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2011, - с. 11 - 15. 2. Хайек Ф. Конкуренция как процедура открытия // Вопросы экономики 2001, - № 2, - с.11. 3. Краткий аналитический обзор «Инновационная активность малых и средних предприятий Ростовской области в 2009 году» разработан творческим коллективом, сформированным ООО НПФ «Инком-центр», в соответствии с Государственным контрактом № 33 от 18 мая 2010 года в рамках реализации Областной целевой программы развития субъектов малого и среднего предпринимательства в Ростовской области на 2009-2011 годы. |