Каталог статей

Тучина Н.А.

Тенденции развития рынка инновационных благ

Последнее десятилетие в рыночную систему хозяйствования активно внедряется инновационная деятельность. На смену одним формам и методам управления экономикой приходят другие. В этих условиях инновационной деятельностью буквально вынуждены заниматься все организации, все субъекты хозяйствования от государственного уровня управления до вновь созданного общества с ограниченной ответственностью в сфере малого бизнеса. Инновационная деятельность - сложная динамичная система действия и взаимодействия различных методов, факторов и органов управления, занимающихся научными исследованиями, созданием новых видов продукции, совершенствованием оборудования и предметов труда, технологических процессов и форм организации производства на основе новейших достижений науки, техники и передового опыта, планированием, финансированием и координацией научно-технического прогресса, совершенствованием экономических рычагов и стимулов, разработкой системы мер по регулированию комплекса взаимообусловленных мероприятий, направленных на ускорение интенсивного развития научно-технического прогресса и повышение его социально-экономической эффективности [1].

Инновации являются главным средством обеспечения конкурентоспособности продукции предприятия и обеспечения устойчивости успеха предприятия или корпорации на рынке в целом. Инновационное благо характеризуется более высоким технологическим уровнем, новыми потребительскими качествами товара или услуги по сравнению с предыдущим продуктом.

Главной отличительной чертой инновационной экономики является формирование и стремительный рост международного и внутренних рынков инновационных благ.

Российский рынок инновационных благ имеет большой потенциал. Однако на пути его развития стоит множество проблем: бюрократические препоны, нехватка финансирования, слабая подготовка отечественных специалистов в области коммерциализации нововведений.

Особого внимания заслуживает вопрос о соотношении обычного и инновационного мультипликаторов: наличие трех основный субъектов экономики, формирующих спрос на рынке инноваций, а также существование не только улучшающих, но и базисных инноваций способствует тому, что пропорция между инновационным и обычным мультипликатором устанавливается на уровне 3/1.

Таким образом, необходимым условием становления инновационного рынка в РФ является формирование у населения спроса на инновации, который является основой действия инновационного мультипликатора.

Следует выделить несколько групп мер, направленных на формирование инновационной экономики – это экономические меры по настройке товарных рынков, нормативные стратегическо – инновационные меры государства, социальные стратегическо - инновационные меры государства.

Стратегическая значимость инновационного развития РФ закономерно предполагает использование рыночных механизмов, функционирующих в странах-лидерах нанотехнологического развития. В условиях  глобализации рынков нанопродукции разработка стратегий маркетинга наноиндустрии и  интернет-продвижения нанопродуктов представляется необходимой для  интеграции российских участников в уже существующие в мире и формирующиеся инновационные и производственно-технологические цепочки.

Таким образом, для успешного выхода на мировой рынок России требуется, прежде всего, развивать внутренний рынок нанотехнологий. Для этого необходимо выявить, а затем и сформировать потребности общества в развитии нанотехнологий и наноматериалов, способных существенно повлиять на экономику, технику, производство, здравоохранение, экологию, образование, оборону и безопасность государства [2]. Кроме того, необходимо разработать и внедрить систему мер, направленных на создание такой среды, в которой ключевую роль должен играть не только капитал, но и умение доводить наноразработки до стадии коммерческой реализации.

В заключение следует сказать, что поддержка инновационного предпринимательства является одним из приоритетных направлений государственной научно-технической и экономической политики во всех странах с развитой рыночной экономикой, а рынок инновационных благ является одним из важных факторов развития и усовершенствования рынка потребностей, нововведений в нашей стране.

Создание новых знаний и технологий и их использование в интересах социально-экономического развития государства определяют роль и место страны в мировом сообществе. В развитых странах 80-95% прироста валового внутреннего продукта приходится на долю новых знаний, воплощенных в технике и технологиях, что обеспечивает в этих странах развитие инновационной экономики и необходимый уровень национальной безопасности[3].

Литература:

1. Инновационный менеджмент. / Под ред. С.Д. Ильенковой. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.

2. Устинова Н.Г. О подготовке кадров для наноиндустрии. // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2011. № 5.

3. Электронный ресурс - [сылка более недоступна}