Каталог статей

Балабекова Д.Б., Медетова Д. Х.

Типология свободных и специальных экономических зон

Несмотря на разнообразие специальных экономических зон в мировой практике, можно выделить несколько характерных черт: более благоприятные условия для вложения инвестиций и ведения бизнеса, в том числе таможенные льготы – снижение или повышение экспортно-импортных таможенных пошлин, упрощенный порядок внешнеторговых отраслей; фискальные льготы, связанные с налоговым стимулированием конкретных видов деятельности. Причем льготы могут затрагивать различные объекты налогообложения: порядок исчисления налоговой базы (прибыль, стоимость имущества и т.д.), отдельные ее компоненты (амортизационные отчисления, транспорт) пониженный уровень налогов, вопросы постоянного или временного освобождения от налогообложения (налоговые льготы); представление государством налоговых кредитов. Наиболее типичными налоговыми льготами является:

- освобождение от подоходного налога и налога на прибыль на 5 лет с момента получения прибыли; в последующие 5 лет облагаются налоги в размере 50% от действующей налоговой ставки; при этом сумма налогов не должна превышать 25% прибыли;

- для форм государственных субъектов (бюджетных средств и кредитов) установление низких цен на коммунальные услуги, снижение арендной платы за пользование земельными участками и т.д.; 

- административные льготы, упрощающие процедуры регистрации и лицензирования, льготный визовый режим, минимизация проверок в течение 2-3 лет;

- наличие льготной, относительно обособленной системы органов управления;

- всесторонняя поддержка со стороны государственной власти;

- максимальная открытость для мирового капитала.

На основе анализа стран, можно утверждать: есть некоторые объективные предпосылки организации и успешного функционирования СЭЗ, игнорирование которых приведет к неадекватным экономическим результатам.

К числу таких составляющих следует отнести: благоприятное транспортно-географическое положение относительно внешнего и внутреннего рынка и наличие развитых коммуникаций; наличие развитой производственной и социальной инфраструктуры; кадровые ресурсы, наличие относительно дешевой и квалификационной рабочей силы; высокий уровень обеспеченности банковскими и финансовыми услугами, доступная связь с международным финансовым рынком [1].

Первыми свободными экономическими зонами на основе законодательно-нормативных документов были: Жайрем-Атасуйская в Джезказганской области, Алакульская и Жаркентская в Талдыкорганской, Лисаковская, торговая зона Атакент [2].

По оценке специалистов, причиной того, что образованные СЭЗы не смогли оправдать задуманные цели явилось то, что решение об их образовании были приняты без должного анализа экономических возможностей региона, не были разработаны правовый и организационный механизмы их использованя, администрация зон не получила достаточной самостоятельности в решении финансовых, налоговых и организационных вопросов их функционирования [3].

Между тем, в Казахстане продолжался процесс объявления себя одной областью за другой свободной экономической зоной без всякого экономического обоснования. Еще ряд областей (Атырауская, Восточно-Казахстанская, Карагандинская и Мангыстауская) были объявлены свободными экономическими зонами. Эти области получили льготы в соответствии с Законом, приобрели полную экономическую самостоятельность, дополнительные государственные средства, возможность вывозить на экспорт основную часть производимой продукции. Из восьми СЭЗ, созданных в республике, четыре – экономически сильные области, обладающие богатыми природными ресурсами и большим экспортным потенциалом.

Первые результаты их создания показали, что такой подход ставит под угрозу осуществление целей и интересов Казахстана, срывает налаженные хозяйственные связи, поэтому было принято решение об упорядочении деятельности свободных экономических зон: Атырауская, Восточно-Казахстанская, Карагандинская и Мангыстауская  свободные экономические зоны  были отменены.

В 1992 году была подготовлена «Концепция создания и функционирования свободных экономических зон в Республике Казахстан», в которой была создана попытка определения порядка создания зон, разработка и состав документов, принципы и типы, формы управления ими [4].

Основной целью создания СЭЗ на территории Казахстана является содействие развитию республики, решение социально-экономических проблем на конкретных участках территории и республики в целом на основе интеграции ее экономики в систему мировых хозяйственных связей и вовлечение в международное разделение труда. Они создаются в целях ускоренного развития регионов для активизации вхождения экономики республики в систему мировых хозяйственных связей, создания высокоэффективных экспортоориентированных производств, освоения выпуска новых видов продукции, привлечения инвестиций, отработки правовых норм рыночных отношений, внедрения современных методов управления и хозяйствования, а также решения социальных проблем». В процессе становления свободных специальных экономических зон совершенствовалась нормативно-правовая база, которая в конечном итоге дает возможность реализовать свой потенциал в регионах образования (таблица 1).

Реформирование экономической системы должно было привести к интеграции в мировую экономическую систему за счет разнообразных форм торгового и делового сотрудничества. Цель создания зоны, должна обеспечивать развитие экономического потенциала, это и инструмент ускорения регионального развития. Экономическая зона оказывает на экономику положительное воздействие. Свободные экономические зоны рассматривались как основы экономического роста и интеграции стран и регионов.

Отсюда основными задачами зоны являются: развитие производства промышленных товаров, привлечение инвестиций, создание дополнительных рабочих мест и обеспечение занятости населения, привлечение новых технологий, управленческого опыта, расширение поставок на внутренний рынок конкурентоспособных товаров и услуг производственного и непроизводственного назначения, создание инфракструктуры для расширения международных экономических связей, подготовка высококвалифицированных кадров.

В экономической литературе поднимается вопрос о целесообразности образования специальных экономических зон в том или ином регионе, насколько верно определены критерии при отборе образования зон и на каких принципах должны создаваться и функционировать специальные экономические зоны.

Необходимо выделить организационные, экономические и демократические принципы создания (таблица 2). При классификации принципов использованы материалы концепции создания и функционирования специальных экономических зон в Республике Казахстан.

Организационные принципы предполагают сочетание функционально-целевого принципа, вариантности проекта создания зоны, этапности и территориальной целостности.

Для каждой специальной экономической зоны при создании должны быть четко определены основные цели и функции, задачи развития. Только в этом случае возможно дальнейшее определение приоритетов и составление, обоснование, принятие программы по развитию и соответственно предоставление тех или иных льгот, режимов функционирования, финансирования мероприятий и бизнес-проектов.

Таблица 1- Становление свободных и специальных экономических зон в Казахстане

Наименование

1990 г.

1991-1994 г.

1996г.

2005г.

Нормативные документы

Закон «О свобод-

ных экономичес-

ких зонах в Казахской ССР» от 30.11.90г.

Образование Поста-

новлениями Верхов-

ного Совета Респуб-

лики 5 свободных экономических зон и свободной торговой зоны «Атакент»

Указ Президента РК № 2823

от 26.01.96г.«О специальных

экономических зонах Респуб-

лики Казахстан».Образование Лисаковской, Кызылординс-

кой,Акмолинской,Жайрем-Атасуйской СЭЗ.

Указ Президента РК № 1605

от 06.07.2005г. «О создании специальных экономических зон “Оңтүстік” образование специальной

экономической зоны  “Оңтүстік”  в Южно-Казахстанской области.”

Концепция и цели создания зон

Создаются в целях привлечения иност- ранного капитала, прогрессивной зару- бежной технологии и управленческого опыта для ускоренного социально-эко- номического развития территории зоны.

Создаются в целях ускоренно- го развития регионов, создания высокоэффективных экспорто-

ориентированных производ-

ств, привлечения инвестиций, внедрения современных мето-дов управления и решения  социальных проблем.

Создается в целях развития ……….. кластеров в хлопково-текстильной отрасли и повышение ее конкурентоспособности, позволяющих создать предпосылки для вхождения Казахстана в число пятидесяти найболее конкурентоспособных стран мира.

Допускаемые виды зон и критерии отбора территории

Тип зоны не определен

Тип зоны не определен

Специальная экономическая зона – ограничеснная терри- тория РК (город, район, район в городе).

Формирование критериев отбора инвестированных проектов, отвечающим целям создания СЭЗ “Оңтүстік”. Обеспечение строительства вертикально инвестированных, высокотехнологичных и экспортированных производств.

Льготы и преференции

-Освобождение от уплаты налога на прибыль на срок от 2 до 5 лет с момента получения объявленной прибыли;

-Освобождение от платы за местные трудовые ресурсы;

-Освобождение от уплаты налогов на прибыль с товаров, производимых в зоне для реализации на территории Казахстана.

Налогооблагаемый доход юридических лиц, зарегистри-

рованных и осуществляющих деятельность на территории подлежит обложению налогом по ставке 20%. Льго-

ты в соответствии с режимом свободной таможенной зоны.

Строительства инфраструктуры СЭЗ “Оңтүстік” на период 2007-2008гг. планируется за счет республиканского бюджета 4174,3 млн. тенге, 2010-2012 гг. 65 млрд. тенге, 2013-2015гг. – 70 млрд. тенге. Льготы представлены в соответствии с режимом свободных ……… зоны.

Практические результаты

Для реализации

Закона не были разработаны правовые и организационные механизмы их исполнения.

Образованы без учета анализа эко- номических возмо-жностей региона. Администрация не получила достаточной самостоятельности

в решении.

Реализация экономического потенциала для развития региона, льготы по сравнению с ранее действующим законом уменьшены.

Строительства современной инфраструктуры СЭЗ “Оңтүстік”, завершение строительного комплекса – 15 предриятий текстильной отрасли, создание около 11 тысяч новых рыночных мест, увеличение объема внутреннего потребления хлопко-волокон. С учетом его импорта до 100 тысяч тонн ежегодно, расширение посевных площадей под хлопчатник до 90 тыс.га, повышение доли потребления хлопко-волокна до 30% (на внутреннем рынке) от общего объема производства, интегрирование текстильной промышленности Казахстана в мировой рынок,  создание и продвижения торговой марки (Бренда) “Текстиль Казахстана”.

Примечание – Составлено на основе  законодательных актов о специальных экономических зонах


Вариантность проекта создания зоны предполагает, что ее развитие в каждом конкретном случае учитывает значимость и приоритеты, имеющиеся материальные, финансовые и трудовые ресурсы, сроки реализации проектов и мероприятий, достижение целей функционирования и развития.

Этапность образования зон предопределяет основные стадии жизненного цикла формирования и развития, учитывает финансовые возможности осуществления поэтапного расширения функционирования согласно технико-экономического обоснования и соответствующих программ. Таблица 2.

Таблица 2 – Принципы и характеристика специальных экономических зон.

Принципы

Характеристика

1. Организационные

1. Функционально-целевой

Определение основных целей и функций

2. Принцип вариантности проекта создания зоны

Выбор варианта создания, функционирования и развития.

3. Принцип этапности

Определение этапов расширения, функционирования и развития.

4. Принцип территориальной   целостности

Образование в границах административно-территориальных делений (город, район в городе)

2. Экономические

1. Ресурсный принцип

Обоснование возможностей обеспе-

чения формирования и развития зоны необходимыми финансовыми, материальными, трудовыми, природными и другими ресурсами.

2. Принцип эффективности

Определение наилучшего варианта развития зоны, соизмерение всех затрат с ожидаемыми социально-экономическими результатами.

3. Принцип перспективности

Функционирование на длительный период.

4. Принцип общенациональныхцелей или приоритетность

Соответствие общенациональным целям и интересам республики.

3. Демократические

1. Принцип согласия

Учет интересов местных представи-

тельных и исполнительных органов, населения

Примечание – подготовлена автором на основе исследования

 

Успешное социально-экономическое развитие общества, как показывает мировой опыт, во многом зависит от государственного управления экономикой. Анализ динамики экономики развитых стран свидетельствует о том, что существует прямая зависимость между экономической политикой государства и уровнем развития рыночных отношений, которые обеспечивают необходимые темпы экономического роста. Успех экономических реформ или их замедление во многом определяются ролью государственных органов в управлении экономики. В связи с этим комплекс теоретических и практических вопросов государственного регулирования и управления экономикой является весьма актуальным.

Процесс создания нормальных условий управления экономикой связан с положительной активизацией роли государства. Выход из кризисной ситуации, структурная трансформация, повышение эффективности и конкурентоспособности экономики сопряжены с конструктивной и направляющей деятельностью государства. Среди некоторых зарубежных экономистов есть мнение, что на практике вероятность неудач в деле эффективного распределения ресурсов высока. Однако, в современной экономике при отсутствии в чистом виде рыночных и планово-распределительных отношений сохраняется и будет сохраняться определенное динамичное распределение: с одной стороны рыночных факторов и, с другой - государственного управления и регулирования. С момента возникновения любого государства для экономики необходимы и государственная собственность и государственное перераспределение ресурсов, капиталов и доходов, государственная институциональная деятельность и государственное регулирование хозяйственной сферы. Масштабы перераспределения ресурсов в развитых странах достигают до 50-60% валового внутреннего продукта. И это, в конечном итоге, обеспечивает в этих странах высокую эффективность хозяйствования и высокий уровень, и качество жизни.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:

1. Зубченко Л.А. Иностранные инвестиции. М.: 2004, с.58.

2. Постановление Верхнего Совета Казахской ССР от 30 ноября 1990 года № 361-ХП «О введение в действие Закона Казахской ССР «О свободных экономических зонах в Казахской ССР»» // Ведомости Верховного Совета Казахской ССР.-1990.-№19.-с.455.

3. Лобков А. Специальные экономические зоны в Казахстане // Внешнеэкономическая деятельность в Казахстане -1997.№23(78), декабрь.-с.12-15.

4. Есентугелов А. Концепция создания и функционирования свободных экономических зон министерстве экономики Республики Казахстан – Алматы, 1992. –с.26.

5. Сафронов В.А. Экономические методы управления регионом. Автореферат дисс. На соиск.уч.степ.к.э.н. 08.00.05 – Росс.акад.упр.-М.: 1992.-с.24.

6. Суспицын С.А. Макроэкономическая модель оценки направлений и приоритетов экономической политики в регионе (Методические материалы и опыт использования) РАН, Сибирское отделение, Институт экон. и орг.пром.произв.-Новосибирск, 195.с.73.

7. Свободные экономические зоны, где разрешена деятельность зарегистрированных в них предприятий // Аудит и финансовый анали. -1996.-1кв., с.15-19.