Каталог статей

Щербина Т.А.

Финансовые аспекты использования факторинга российскими компаниями

Современная хозяйственная практика складывается таким образом, что сейчас на рынке невозможно реализовать крупные партии товаров без отсрочки платежа: по такому принципу работают торговые сети, компании крупного бизнеса и многие другие. Как правило, отсрочка (коммерческий кредит) предоставляется на срок до 180 дней [1, с.335], и при такой задержке в зачислении выручки на расчетный счет поставщик может быть вынужден работать с привлечением заемных средств, что ему может быть не совсем выгодно. Но куда опаснее не сам факт отсрочки, а риск неуплаты. Ведь финансовое положение контрагента спустя 3 месяца после поставки может серьезно ухудшиться по сравнению с первоначальным, и поставщик будет уже не в силах повлиять на процесс. Поэтому компаниям приходится искать пути рефинансирования дебиторской задолженности, стремясь к собственной ликвидности и снижению риска от операций. Практически перед любой компанией, реализовавшей товары, работы или услуги, стоит вопрос уменьшения дебиторской задолженности. И чем быстрее задолженность будет погашена, тем больше компания сможет заработать денежных средств за период. Ускорение оборачиваемости дает прирост выручки, уменьшает средства в расчетах, делает компанию более ликвидной и платежеспособной. Поэтому, пока у компаний в строке «дебиторская задолженность» баланса будет ненулевое значение, данная тема будет актуальна.

Теория и практика управления платежным оборотом при реализации продукции в кредит представлена двумя основными подходами: традиционным и инновационным [2,с.5]. Первый подход основывается на анализе, планировании, нормировании, мониторинге, контроле дебиторской задолженности, которые реализуются собственными силами компаний и требуют как трудовых, так и временных ресурсов. Инновационный подход выражается в  использовании услуг факторинга, форфейтинга и продаже товарных векселей, полученных от покупателя.

Из инновационных инструментов управления дебиторской задолженностью факторинг является наиболее популярным и востребованным среди российских компаний. Особенно часто к нему прибегают компании сектора FMCG (ритейлеры), организуя для своих поставщиков схему закупочного факторинга (конфирминг).  Однако факторинговые операции используют в своей деятельности и другие российские предприятия, а именно:
пищевой промышленности (особенно производства кондитерской продукции, пива, соков и воды), печатной отрасли, фармацевтической отрасли, сельского хозяйства, вино-коньячные предприятия, предприятия легкой промышленности и т.д.

Механизм сделки факторинга рассмотрен достаточно подробно в работах  как отечественных авторов: Е.И.Шохин,  И.А.Бланк, А.Г. Грязнова, М.Е. Бурова и др., так и  зарубежных: Кокс А.Н., МакКензи Дж.А. («Международный факторинг»), Сэлинджер Ф.Р. («Факторинг и заемщики»),  Дж.  Гилберт,  немецкий экономист О.  Хан и др. Значительных разногласий между отечественными и зарубежными авторами не наблюдается, поскольку в российской практике факторинг был скопирован у коллег из Европы и США. Стоит отметить, что А.Н. Кокс и Дж.А. МакКензи трактуют факторинг как любую операцию с неоплаченными долговыми требованиями, в то время как российские экономисты подразумевают под факторингом продажу (уступку) права требования в рамках дебиторской задолженности поставщика товаров.

Сделки финансирования под уступку денежного требования регулируются главой 43 Гражданского кодекса, написанного в соответствии с Конвенцией УНИДРУА «О международном факторинге» от 28.05.1988. Новая конвенция ЮНСИТРАЛ «Об уступке дебиторской задолженности в международной торговле» от 12.12.2001 не повлияла на российское законодательство. Россия не участвует в указанных конвенциях, поэтому они не могут считаться частью российского законодательства (п.4, ст.15 Конституции РФ от  12.12.93). Стоит отметить, что ст.825 ГК РФ не требует лицензирования факторинга, которого добивается Ассоциация российских банков с 2006 года (факторингом занимаются преимущественно банки), дабы декриминализировать рынок. Поэтому вполне возможно, что в последующие годы в ФЗ №128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» будет добавлена факторинговая деятельность, а также возможна конкретизация в ГК РФ понятия факторинга. Таким образом, ситуация с факторингом повторяет ситуацию с векселями: основные законодательные положения о финансировании под уступку денежного права требования были введены на заре становления финансовой системы РФ и после 2000-х годов значительных изменений не было. В целом, как мировой, так и российский рынок факторинга находятся в стадии роста, что говорит о востребованности данной услуги [9].

Факторинг, наряду с векселем и форфейтингом, является инструментом рефинансирования дебиторской задолженности, при использовании которого данный оборотный актив переходит в денежные средства путем предоставления финансовым агентом поставщику финансирования взамен на уступленные им денежные требования к своим дебиторам [1, с.342]. К услугам факторинга организация прибегает тогда, когда из-за дороговизны банковского кредита невозможно покрыть нехватку оборотных средств, возникающую в результате предоставления отсрочки. Применение факторинга имеет смысл,  когда выгода от немедленного поступления денег больше, чем от их получения в свой срок.  Несомненное преимущество факторинга заключается в скорости получения денежных средств по поставке. Особенно часто он применяется при регулярной реализации продукции крупным торговым сетям. Для таких случаев организации-факторы даже делают специальные предложения, так как в платежеспособности этих сетей сомнений нет. Также, если в качестве фирмы-фактора выступает банк, то дебитор особенно будет заинтересован в погашении задолженности, иначе его кредитный рейтинг будет понижен, и он не сможет взять кредит в других кредитных организациях. Это делает факторинг эффективным с точки зрения инкассации средств по задолженности. Стоит сказать, что фактор выкупает у поставщика счета-фактуры, при этом данная операция не относится к классу сделок купли-продажи, а является формой кредитования [1, с.107]. Таким образом, факторинг идеально применим при высокой оборачиваемости поставляемых товаров и непродолжительных отсрочках, а также постоянной необходимости рефинансирования дебиторской задолженности при высокой результативности основной деятельности организации.

Существуют следующие виды факторинга [5, с.31]:

        Факторинг с уплатой (классический факторинг). Суть его заключается в следующем: организация-поставщик передает дебиторскую задолженность клиента факторинговой компании, при этом суммы за товар поступают по мере уплаты клиентом долга. При использовании факторинга с уплатой сильно снижаются риски и процент вознаграждения факторинговой компании, но нельзя значительно и в короткие сроки увеличить сумму оборотных средств.

       Факторинг с уплатой и финансированием (с регрессом). Этот вид факторингового обслуживания предполагает, что компания-поставщик получает сразу же до 90% от всей суммы дебиторской задолженности, причем сразу же после предъявления оригиналов отгрузочных документов факторинговой компании. Остаток суммы фирма поставщик получает после закрытия клиентом всей задолженности. Данный вид факторинга позволяет организации поставщику значительно и в самые короткие сроки увеличить объем оборотных средств, но при этом растут риск и комиссионное вознаграждение фактору.

          Факторинг без регресса. Механизм реализации факторинга заключается в следующем. Поставщик, уступив дебиторскую задолженность финансовому агенту, в течение 24-48 часов с момента произведенной поставки получает от последнего 60-90% суммы долга, а оставшиеся 10-40% депонируются на специальном счёте в качестве компенсации за риск. Только после оплаты дебиторами поставщика поставленной им продукции, финансовый агент возвращает оставшуюся сумму за вычетом стоимости факторингового обслуживания.

В свою очередь, в стоимость факторингового обслуживания включают:

· комиссию за обработку документов;

· комиссию за оказание комплекса сопутствующих услуг;

· плату за пользование заёмными средствами;

· плату за кредитный риск (в случае безрегрессного факторинга).

В качестве примера расценок за услуги факторинга рассмотрим Юникредит банк [8]. Комиссия за финансирования составляет 10% годовых, комиссия за обслуживание равна 0,1% от суммы накладной, комиссия за обработку документов - 10 руб. за комплект. На рынке данной услуги ставка фактора за обслуживание растет с ростом отсрочки платежа. Максимальная отсрочка у большинства компаний – 120 дней. Минимальная сумма поставки, начиная с которой фактор согласится финансировать клиента – не менее 1 млн.руб., а в случае с банком Юникредит – не менее 5 млн. руб.

Таким образом, отсрочка платежа эквивалентна поставке с немедленной оплатой, что освобождает поставщика от дополнительных затрат, связанных с управлением дебиторской задолженностью.

Стоит отметить, что использование поставщиком услуги факторинга предоставляет следующие преимущества [11]:

- финансирование в кратчайшие сроки  (переуступка дебиторской задолженности фактору позволяет клиенту в кратчайшие сроки получить финансовые средства; их вовлечение в оборот, с одной стороны, позволяет увеличить продажи, с другой — получить скидки от поставщиков за быструю оплату;

-ускорение оборачиваемости дебиторской задолженности (факторинг позволяет авансировать полученные от фактора средства в производство и получить многократную отдачу по ставке ROIC, которая, как правило, выше ставки краткосрочного финансирования (векселя, кредиты и др.);

   - сокращение расходов по администрированию дебиторской задолженности (факторинг,  наряду с финансированием, предполагает оказание сопутствующих услуг, таких как бухгалтерский учет и инкассация дебиторской задолженности, консультации по вопросам расчетов с покупателями и их платежеспособности, особенностям договорной работы и ценообразования, а также транспортные, складские, страховые и рекламные услуги, что позволяет поставщику перенести акценты в менеджменте на развитие ключевых направлений бизнеса: производство, маркетинг, дистрибуцию и т.д.);

 - улучшение финансового состояния (уступка права требования повышает ликвидность баланса, увеличивает прибыль отчетного периода (за счет роста оборачиваемости);

- минимизация рисков (после уступки денежных требований фактору для поставщика не имеет значения, когда они будут оплачены, то есть какую сумму он потеряет за счет временной стоимости денег в случае задержек оплаты). Факторинг, в первую очередь без регресса, избавляет от сомнительных долгов и необходимости работы с проблемной задолженностью;

-снижение эффективной процентной ставки (факторинговое финансирование имеет более целевую, чем традиционный банковский кредит, направленность; в связи с этим проценты за полученное финансирование начисляются за тот период времени, когда действительно нужны деньги, что приводит к выигрышу в эффективной процентной ставке, несмотря на более высокое ее номинальное значение);

- отсутствие залога (финансирование осуществляется в этом случае без классического обеспечения, которым не всегда располагают малые и средние предприятия; определяющую роль играют долговые требования - основной актив, принимаемый к рассмотрению).

- экономия по налогу на прибыль (налоговое законодательство в большинстве случаев требует определять объем реализации по отгрузке, что обуславливает необходимость начислять налоги с оборотов по отгруженным товарам, работам и услугам и перечислять их в бюджет независимо от факта оплаты отгрузки, а переуступка (по сути, продажа) дебиторской задолженности компенсирует образующийся разрыв).

Расходы на факторинг включают плату за финансирование (она приравнивается к процентам за кредит) и плату за услуги (администрирование дебиторской задолженности и др.). Оплата услуг сторонних организаций относится на себестоимость в составе прочих расходов, а затраты по долговым обязательствам (плата за финансирование) не включаются в себестоимость, но в составе внереализационных издержек уменьшают налогооблагаемую прибыль. Таким образом, обе составляющие тарифов на факторинговое обслуживание позволяют уменьшить размер суммы, облагаемой налогом на прибыль. Кроме того, в состав расходов по оплате сопутствующих услуг включены затраты клиента на НДС, размер этого налога затем предъявляется в зачет бюджету и уменьшает сумму НДС к оплате [12]. Стоит отметить, что НДС не подлежит возмещению с суммы дисконта.  Величина дисконта признается для налога на прибыль до наступления расчетов за поставку в пределах ограничений для вычета процентов, а после наступления момента расчетов 50% дисконта уменьшает налогооблагаемую базу сразу, а оставшиеся 50% через 45 дней после переуступки права требования [10].

Таким образом, наиболее выгодный с налоговой точки зрения вариант – безрегрессный факторинг.

Основными проблема использования факторинга в России в настоящее время являются:

- неадаптированность законодательства под требования факторинга;

- неприятие факторинга как формы финансирования налоговыми органами;

 - неразвитая система риск - менеджмента;

 - жесткие условия предоставления факторинга факторами (высокая стоимость договора факторинга, отказ от финансирования компаний, если сумма сделки не превышает, как правило, 100 тыс. долларов);

- жесткие требования к дебиторам клиента;

 предоставление финансирования только после получения оригинала счет - фактуры;

-факторинг как механизм финансирования остается неизвестным большинству потенциальных клиентов рынка, что объясняется его поздним развитием в нашей стране.

Для решения указанных проблем, на наш взгляд, следует принять программу реформирования законодательства, разработанную АФК, совместно с ведущими отечественными экономистами;

сформировать бюро кредитных историй;

создать единую базы данных о клиентах, имеющих негативную репутацию;

просвещать потенциальных клиентов;

 консолидировать усилия факторов с целью информационной атаки на потребителя услуг; разработать систему страхования рисков;  активизировать поиск путей снижения стоимости факторинговых услуг.

Подведем итог:

    -  в зависимости от вида факторинга дисконт меняется. Безрегрессный факторинг гораздо дороже, т.к. фактор берет на себя риск невозврата денежных средств от покупателя продукции полностью. Размер комиссии за финансирование соответствует рыночным ставкам за кредит, комиссия за обслуживание составляет менее 1%, комиссия за оформление документов, как правило, 50 руб. за комплект;

-факторинг не требует предоставления гарантий;

-профессиональное управление дебиторской задолженностью сводит риски к минимуму (особенно при предварительном проведении due diligence покупателя);

-сумма поставки должна соответствовать возможностям фактора, для того, чтобы применить факторинг (как правило, не менее 100 тыс.долл.);

-факторинг используется бизнесами всех масштабов: от мелкого до крупного, поскольку ускорять оборачиваемость и увеличивать оборот  интересно всем организациям;

-отсрочка платежа предоставляется, как правило, на срок до 180 дней;

-возврат проблемной задолженности лежит на факторе, поэтому организацию-поставщика после заключения договора это перестает затрагивать;

-с точки зрения НДС и налога на прибыль факторинг не обременителен.

Литература:

1. Бланк И.А. Основы финансового менеджмента. Т1 // М.: Ника-Центр. - С.335.

2. Жикин А.В. Факторинг и форфейтинг как инновационные инструменты управления дебиторской задолженностью // Труды МГТА. - 2009. - №12 (4). - С.5.

3.Конвенция UNIDROIT «О международном факторинге». - Оттава. - 28.05.1988.

4 . Гражданский кодекс Российской Федерации: в четырёх частях // М.: Ось-89. - 2009.

5.   Елизарова А.Н., Роль факторинга и форфейтинга в управлении денежными потоками компаний // Корпоративное управление и инновационное развитие экономики Севера. Вестник научно-исследовательского центра корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета. - 2005. - №3. - C.107.

6. Князев. С.В.  Факторинг как механизм улучшения взаимоотношений с клиентами // Управление корпоративными финансами. - 2005. - №3 (9). - C.31.

7. Кузнецов А.Н. Факторинг - актуальные вопросы налогообложения // презентация Ernst&Young

8. [сылка более недоступна}

9. ([сылка более недоступна}

10.Материалы сайта рейтингового агентства РА Эксперт - [сылка более недоступна}

11. Хотинская, Г.И Докукина. Е.В.  Рынок факторинговых услуг: состояние и тенденции развития // Маркетинг услуг. - 2008. - № 02 (14). - С.91.

12.Федеральный Закон №117-ФЗ от 05.08.2000 «Налоговый Кодекс Российской Федерации – часть 2»