Каталог статей |
Резников А.В. Модель финансового мониторинга, основанная на знанияхНа очередном пленарном заседании Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (далее - ФАТФ) 13-17 февраля т.г. в Париже утверждена новая редакция рекомендаций (далее – Рекомендации), являющихся международным стандартом в сфере противодействия отмыванию преступных доходов, финансированию терроризма, а теперь и противодействию распространения оружия массового уничтожения (далее - ПОД/ФТ).Пересмотренные рекомендации включают в себя требования по укреплению гарантий в финансовом секторе, укреплению правоохранительных инструментов и укреплению международного сотрудничества. Учитывая основные изменения в указанных рекомендациях, на мой взгляд, достаточно остро встает вопрос о выполнении Рекомендаций по применению риск-ориентированного подхода при реализации мер ПОД/ФТ и обеспечению должного квалификационного уровня уполномоченных (ответственных) сотрудников системы финансового мониторинга. В настоящее время большинством кредитных организаций (их мы можем рассматривать как финансовые организации в целом, т.к. они занимают ведущую, абсолютно доминирующую позицию в системе финансового мониторинга страны - на их долю приходится более 95% информации по операциям с денежными средствами) используется так называемый «традиционный» формальный подход при реализации мер ПОД/ФТ. Переход на риск-ориентированный подход по принятию мер ПОД/ФТ потребует от финансовых организаций реализацию специфических принципов, присущих системе финансового мониторинга. Принципа всеобщности, который предполагает, с одной стороны, участие всех сотрудников субъекта финансового мониторинга в противодействии легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, а с другой - осуществление мониторинга всех без исключения операций и сделок, попадающих в объектив финансового мониторинга. Принцип многоуровневости. Распределение функций по ПОД/ФТ среди всех сотрудников финансовой организации предполагает, что их взаимодействие будет определенным образом структурировано. В этой связи принцип многоуровневости предполагает построение многоуровневой системы контроля в субъекте финансового мониторинга, направленной на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, включающей структурные подразделения финансового института различной организационной и функциональной направленности. В деятельность по финансовому мониторингу должно быть вовлечено не только профильное функциональное, контрольное подразделение, но и подразделения, непосредственно заключающие сделки и проводящие операции, их документально оформляющие, а также обеспечивающие правовую, техническую, информационную поддержку. Принцип персональной ответственности, выражающийся в возможности привлечения к гражданско-правовой, уголовной и материальной ответственности любого сотрудника субъекта финансового мониторинга за невыполнение или ненадлежащее выполнение закрепленных за ним функций в сфере финансового мониторинга, что обеспечило отмывание преступных доходов или финансирование террористической деятельности. Данный принцип вытекает из криминализации отмывания преступных доходов и финансирования терроризма в большинстве зарубежных стран и, как следствие, из установления законодательного запрета на участие любого субъекта финансового мониторинга и его сотрудников в легализации доходов, полученных преступным путем, и финансировании терроризма. В основе "рискового подхода" лежат два основных правила. Первое правило гласит: "Чем выше степень понимания проблемы, уровня риска, тем более эффективные процедуры по управлению риском можно установить". Второе утверждение говорит о том, что "чем выше риск, тем большее количество ресурсов следует использовать для управления им". Иными словами, уровень важности проблемы, риска должен быть прямо пропорционален количеству затрачиваемых ресурсов на управление им. Из данных правил можно сделать вывод о бессмысленности использования идентичных методов и средств, по содержанию и объему, для всех без исключения операций и сделок в целях управления рисками в области противодействия легализации (отмыванию) преступных доходов и финансированию терроризма. Конечно же, это в первую очередь касается «подозрительных» операций. Не вдаваясь в детализацию организационных и технологических процессов, осуществляемых финансовой организацией, можно утверждать, что реализация новых Рекомендаций потребует значительных изменений в действующей системе финансового мониторинга. Меняться будет многое: процесс документооборота, внутренняя нормативно-правовая база, методология управления рисками, система обучения, соответствующим образом будут корректироваться рамки компетентности служб и управлений по безопасности, функции сотрудников (особенно ответственных и специальных сотрудников), тарифы и многое другое. Но главное, на мой взгляд, что должно измениться в системе финансового мониторинга – это уровень знаний и профессиональная подготовка ответственных сотрудников и специалистов финансовых организаций. Исполнение Рекомендаций ФАТФ, прежде всего, предполагает обеспечение финансовых организаций методологической базой со стороны надзорных и контролирующих органов при организации соответствующей системы подготовки сотрудников финансовых организаций, основанной на системном подходе, принципе беспрерывности, включающей в себя обязательную аттестацию и переаттестацию ответственных сотрудников и должностных лиц, а также создание института независимых ответственных сотрудников по финансовому мониторингу по аналогии с действующим институтом профессиональных бухгалтеров и аудиторов, с установлением образовательного стандарта для данной категории специалистов. Мне представляется, что эта задача должна решаться на государственном уровне при активном участии высших образовательных учреждений. Это позволит качественно усилить борьбу с «отмыванием» денег, теневой экономикой, коррупцией в стране.
|