Менеджмент (Дружинина З.Г.)

Cущность организации, ее основные признаки

Организация – это сознательно координируемое социальное образование с определенными границами, функционирующее на относительно постоянной основе для достижения общей цели или целей. Организация как термин употребляется в следующих значениях:

  1. объединение людей, которые взаимодействуют между собой для достижения определенных целей с помощью материальных, правовых, экономических и других условий;
  2. функция управления, целью которой является создание объединения или согласование действий его членов.

Любая организация обладает структурой – совокупностью взаимосвязанных элементов, включающей в себя три составляющие.

1. Техническая состовляющая – совокупность материальных элементов организации, (здания, сооружения, какое-либо оборудование, особые условия труда, особенности технологии и т. д.). Такая совокупность определяет профессионально-квалификационный состав сотрудников.

2. Социальная составляющая включает в себя совокупность участников, формальных и неформальных группы, определение связей между ними, норм поведения и сфер влияния.

3. Социально-техническая составляющая включает в себя совокупность рабочих мест.

Система организации обладает такими признаками, как:

  1. целостность, т. е. образование системы из множества элементов, взаимодействующих друг с другом;
  2. четкая организационная форма, т. е. упорядоченная взаимосвязь всех элементов;
  3. единая цель, присущая всем входящим в систему элементам;
  4. эмерджентность, т. е. качественно новое свойство целого, которого нет ни у каждого элемента в отдельности.

Для осуществления подобной структуризации существуют признаки, которые позволяют подразделить организацию на составляющие ее объекты:

  1. однородность функций;
  2. однородность целей;
  3. территориальная общность объектов.

Определение структуры организации придает ей устойчивость и возможность противостоять и развиваться в условиях изменяющейся внутренней и внешней среды.

Период, в который предприятие функционирует на рынке, образует жизненный цикл, состоящий из таких этапов, как:

  1. зарождение. Включает в себя принятие решения о создании самой фирмы (организации), разработку и утверждение соответствующей документации, регистрацию фирмы и создание условий для ее деятельности;
  2. рост фирмы – увеличение доли ее продукции на рынке;
  3. развитие – поиск новых направлений и форм деятельности с развитием уже существующих;
  4. зрелость – существование предприятия без расширения и совершенствования ее деятельности;
  5. завершение деятельности. Связано с разорением фирмы или достижением поставленных перед ней целей.


Дорофеева Л.И. Менеджмент | Дружинина З.Г. Менеджмент | Замедлина Е.А. Основы менеджмента | Михалева Е.П. Менеджмент