Каталог статей

Гутюк Е.Н., Покромкина И.

Виртуализация рынка интеллектуальных услуг в современных условиях

Развитие информационных технологий и средств коммуникаций привело к формированию новых условий функционирования рынка интеллектуальных услуг, важной составляющей которого взаимодействие с экономическими контрагентами на основе Интернет-технологий.

Одним из наиболее потенциальных и важных ресурсов для осуществления, реализации данных программ – является интеллектуальный ресурс. При этом среда, которая позволяет этому ресурсу развиваться – рынок интеллектуальных услуг.

Интеллектуальные услуги - достаточно старый феномен, связанный с делегированием собственником права принятия той или иной части экономических решений. [1]

Одним из ключевых видов деятельности на рынке интеллектуальных услуг выступает трансфер технологий, под которым обычно понимают  процесс передачи технологии через ноу-хау, патенты и техническое содействие другому партнеру,  желающему использовать эту технологию для конкретной цели.

Этапами данного процесса являются: передача патентов на изобретения; передача технологической документации; информационный обмен при личном контакте; научные исследования и разработки; совместные разработки и исследования; организацию совместного производства; организацию совместного предприятия.

Современные российские университеты становятся активными участниками  не только производства новых знаний, но и их распространения и использования в рамках научной деятельности – одного из основных направлений деятельности университета, задачей которой является подготовка и защите диссертаций, получение патентов на изобретения, написание монографий и научных статей, участие в научных конференциях, участие  в исследовательских проектах.

 Для того, чтобы зарекомендовать себя на этом рынке нужно не только качественно выполнять эти функции, но и информировать потенциального потребителя о результатах своей деятельности, т.е. необходимо найти такое решение, которое позволит одновременно представить результат и поддержать коммуникацию с потребителем, при этом вкладывать минимальные затраты на содержание данной системы. Наиболее рациональным решением является выход на Интернет-рынок.

Процесс организации данной деятельности можно рассмотреть на  примере управления научных исследований федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования Поволжского государственного университета сервиса, для краткости именуемого далее как УНИ или УНИ ПВГУС. Как один из методов продвижения научной продукции и позиционирования вуза как центра научных исследований в апреле 2012 года был запущен интернет-проект [сылка более недоступна}

Цель ресурса: развитие сети трансфера, позиционирование вуза как центра науки.

В основе концепции создания площадки трансфера в первую очередь лежит необходимость обеспечения  эффективного пространства для коммуникации (обмена данными) между всеми партнерами по трансферу  (настоящими и потенциальными), организация общего доступа ко всей ключевой информации об организации и ходе работы для всех заинтересованных участников. В частности, это автоматизация некоторых функций работы отдела с партнерами: проведение опросов, анкетирование, заключение договоров на выполнение хозяйственно-договорных работ (ХДР), предоставление информации о научной деятельности вуза, организация прямой рассылки и другие сервисы. Для повышения эффективности обозначенных функций, часть этих операций можно перенести в интернет среду (рис.1).

Подобная идея создания Интернет-проекта имеет ряд преимуществ:

1) Сокращение временных затрат на процесс коммуникации с клиентом.

2) Сокращение трудоемкости данного процесса.

3) Смена “push-out” модели на “Pull-in” – когда не вуз самостоятельно ищет и «продвигает» свою продукцию на рынок, а потребитель по ключевым запросам ищет интересующую его информацию и самостоятельно выходит на университет.

4) Возможность прямого наблюдения и статистической фиксацией данных о посещаемости и заказах, что облегчает процесс прогнозирования.

5) Кроме того, применение данных технологий не требует значительных вложений в повышение квалификации персонала, т.к. основным навыком в данном случае выступает умение работать в сети интернет, и делать заключения из готовой статистической информации.

Таким образом, Интернет сегодня играет ключевую роль в развитии экономики, будучи ее важным элементом. В последние годы достижение многих предпринимательских, маркетинговых и рекламных целей и задач стало практически невозможным без активного использования глобальной информационной сети Интернет. Интернет позволяет рекламировать, продавать и покупать продукцию, осуществлять платежи и расчеты, обмениваться и находить информацию и т.д.

Источники информации:

  1. Экономика труда. Учебное пособие. Доступ [сылка более недоступна}
  2. Официальный сайт ресурса [сылка более недоступна}