Каталог статей

Есиркепова А.М., Шалбаева А.Р.

Зарубежный опыт применения инноваций в промышленности

Во многих странах для увеличения затрат промышленных предприятий на НИОКР государственные структуры проh2водят следующие экономические меры: долевое финансирование стратегически важных для национальной промышленh2ности проектов; обеспечение государh2ственных гарантий для привлечения фиh2нансовых ресурсов частных кредитных учреждений; особый режим налогообh2ложения расходов на научно-исследоh2вательскую деятельность.

Наиболее эффективной формой гоh2сударственного стимулирования инновационной деятельности по праву во всем мире считается льготный режим налогообложения расходов на провеh2дение научных исследований.

Многие предприятия заинтересоваh2ны в снижении ставки налога на прибыль. К наиболее универсальным льготам по этому налогу можно отнесh2ти возможность списания текущих неh2капитальных затрат на НИОКР при определении налогооблагаемой базы и ускоренную амортизацию оборудования, используемого для проведения НИОКР.

В Великобритании, Германии, Итаh2лии, Канаде, США и Японии предприятия, работающие с прибылью, имеют право вычитать из налогооблагаемой базы 100 % расходов на НИОКР. В Авh2стрии эта величина составляет 105, в Австралии и Дании - 125 % [1].

В России при начислении налога на прибыль предприятий налогооблагаемая база уменьшается на суммы, «наh2правленные предприятиями на провеh2дение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, также в Российский фонд фундаментальных исследований и Российский фонд технологического развития. Но не более 10 % в общей сложности от суммы налогооблагаемой прибыли» [2]. В Сингапуре эти налоговые льготы достигают 200 % от величины текущих затрат на НИОКР. Благодаря такой научно-технической политике с 1984 по 1994 гг. расходы на НИОКР в этой страh2не увеличились в 6 раз [3].

В зарубежных странах распростраh2нен и так называемый налоговый креh2дит (tax credit). С его помощью предh2приятиям дается возможность уменьh2шения уже начисленного налога на прибыль на сумму, составляющую опh2ределенный процент от расходов на НИОКР. В США, Японии, Франции эта налоговая льгота зависит от прироста расходов на научно-исследовательh2скую деятельность по прошествии определенного временного периода. В ряде других стран (Канада, Нидерланh2ды) величина налогового кредита проh2порциональна увеличению общей суммы расходов на НИОКР. В среднем за рубежом эта льгота составляет 20 % от суммы прироста затрат на НИОКР (в США, Японии, Канаде) и служит сущеh2ственным источником увеличения приh2были предприятий [4].

Поддержка научно-технической деятельности, имеющей инновационную направленность, государствами ЕС осуществляется в соответствии с общими для всех стран рыночной экономики принципами. Принцип комплементарности (дополнительности) оказания финансовой помощи состоит в том, что приоритет имеют работы, направленные на заполнение пробелов в технологическом развитии страны. Принцип поддержки предконкурентных исследований и разработок заключается в том, что государство субсидирует только создание общедоступного научно-технического продукта, не нарушая сложившегося на рынке соотношения между своими фирмами.

Соответствующие мероприятия по поддержке осуществляются различными государственными органами с привлечением разного рода агентств, кредитных и инвестиционных учреждений.

Во Франции поддержка инновационной деятельности сосредоточена в сфере малых и средних предприятий. Финансовая, организационная и информационная поддержка инновационных проектов, рассчитанных на промышленное внедрение, осуществляется государственным агентством ANVAR, учредителями которого являются три министерства (промышленности, национального образования, науки и технологий, малых и средних предприятий).

В Великобритании бюджетное финансирование НИОКР осуществляется по различным каналам – департаментами (министерствами), каждый из которых имеет в своем бюджете средства на науку, различными специализированными агентствами (например, космическим) и другими организациями. Финансирующими организациями являются также семь исследовательских советов по важнейшим направлениям науки и технологии. Советы имеют собственные бюджеты и распределяют средства между научными учреждениями на конкурсной основе, преимущественно в форме грантов.

Для Казахстана значительный интерес представляют принципы, которыми руководствуются государственные органы ЕС при проведении конкретных мероприятий по поддержке инновационных процессов и используемые для их реализации механизмы.

Прежде всего, это связано с тем, что основная задача государства в сфере инноваций состоит в том, чтобы преодолеть разрыв между научно-технической (поставщик знания) и промышленной (пользователь) сферами.

В странах с развитой рыночной экономикой этот разрыв обусловлен тем, что потенциальные партнеры - участники инновационного процесса принадлежат к различным секторам экономики. Научные учреждения относятся к государственному сектору и их работы (за исключением контрактных) финансируются из бюджета. Промышленные предприятия принадлежат частному или корпоративному капиталу. Государство лишено возможности, оказывать им прямую поддержку, не нарушая сложившегося соотношения сил на рынке.

В этих условиях весьма удачным представляется найденный в странах ЕС выход, когда государство субсидирует преимущественно совместные проекты, выполняемые организациями обоих секторов, в частности, путем государственного заказа партнеру из госсектора (научному учреждению), т.е. оплачивает получение заведомо общедоступного научно-технического продукта.

Для Казахстана представляет интерес также система финансирования науки, сложившаяся в США и Японии. В этих странах, в отличие от европейских, приоритетно финансируются только те работы, которые являются опорными для развития многих отраслей. Такой подход позволяет уйти от распыления средств, сконцентрироваться на ключевых направлениях и достичь существенных результатов за сравнительно короткий срок.

О том, что инвестиции в научно-технический процесс в целом повышают эффективность экономики, убедительно показывает сопоставление темпов развития стран Латинской Америки и Юго-Восточной Азии. В странах Латинской Америки затраты на науку, как правило, составляют менее 1% от ВВП. И как следствие этого – стагнация производства. В то же время, в результате государственной политики стимулирования НИОКР некоторые страны Юго-Восточной Азии получили возможность направлять в науку до 2% ВВП, в какой то момент, даже обогнав США и Германию по этому показателю. В результате этого Малайзия заняла свою нишу на рынке микропроцессоров, Сингапур – на рынке программного обеспечения и биотехнологии, Тайвань – в производстве персональных компьютеров, Южная Корея – в бытовой электронике.

Одним из ключевых компонентов регулирования научно-технической и инновационной деятельности является формирование стимулирующей налоговой системы.

В экономически развитых странах наиболее часто применяются следующие налоговые льготы:

- скидки на прибыль в размере капиталовложений в новое оборудование и строительство;

- скидки с налога на прибыль в размере расходов на НИОКР;

- отнесение к текущим затратам расходов на отдельные виды оборудования, обычно используемого в научных исследованиях;

- создание за счет фонда прибыли фондов специального назначения, не облагаемых налогом;

- обложение прибыли по пониженным ставкам (для небольших предприятий).

Размер скидки устанавливается в процентах от стоимости внедряемой техники и составляет: 53% в Японии (для электронных техники и оборудования), 50% в Великобритании (для первого года эксплуатации новой техники, технологии, материалов и т.п.), 10 - 15% в Канаде (в зависимости от территории месторасположения компании - освоенные или неосвоенные районы, страны) и 100% в Ирландии. В США налоговая скидка на инвестиции применяется лишь для энергетического оборудования.

За рубежом льготы на НИОКР даются чаще в виде скидок с расходов компаний на эти цели. Существуют два вида налоговых скидок - объемные и приростные. Объемная скидка дает льготу пропорционально размерам затрат. Так, например, в США, Великобритании, Канаде, Бельгии, Швеции, Италии 100% расходов на НИОКР вычитается из налогооблагаемых доходов компаний. В Австралии (частные компании) - 150%. В ряде стран, таких как Нидерланды, Норвегия, Австрия, Малайзия предприятия энергетических отраслей полностью исключают расходы на НИОКР из прибыли до налогообложения.

За рубежом, в качестве одного из стимулов для обновления производственных фондов, широко применяется ускоренная амортизация оборудования. Так, в США установлен срок амортизации в пять лет для оборудования и приборов, используемых для НИОКР, со сроком службы от четырех до десяти лет. В Японии система ускоренной амортизации введена для компаний, применяющих либо энергосберегающее оборудование, либо оборудование, которое содействует эффективному использованию ресурсов и не вредит окружающей среде. Применяются разнообразные нормы ускоренной амортизации - от 10 до 50%. Однако наиболее распространенная ставка составляет в среднем 15 - 18%.

Помимо этого за рубежом широко используется практика стимулирования НИОКР правительственными гарантиями путем предоставления долгосрочных кредитов для перспективных направлений исследований. В США в официальных правительственных документах капиталовложения в научно-технологическую сферу даже именуются “инвестициями в будущее”, а сфера НИОКР рассматривается как один из наиболее эффективных механизмов осуществления стратегических национальных целей.

Во Франции используются методы, поощряющие стимулирование экспорта инноваций. Рисковые затраты фирм, создающих филиалы за границей, в течение шести лет могут вести к уменьшению налогообложения.

Таким образом, зарубежный опыт свидетельствует о многообразии мер поддержки и государственного регулирования инновационной деятельности в целях достижения национальных интересов.

В экономически развитых странах особое внимание уделяется подготовке высококвалифицированных менеджеров, в том числе проектных менеджеров-специалистов в области управления сложными бизнес-проектами и программами научно-технологического характера. Большое значение придается также вопросам подготовки и переподготовки государственных служащих местных органов власти, обучению персонала фирм в области менеджмента и инновационного предпринимательства.

Опыт высокоразвитых стран свидетельствует, что квалифицированные менеджеры, по сути, являются гарантией успешности инновационного проекта. В этих странах подготовка специалистов в области инновационной деятельности не ограничивается только получением знаний в учебных заведениях, но и тренингом в корпорациях и фирмах, занятых внедрением научно-технологических разработок. Такой подход позволяет осуществлять подготовку специалистов по управлению инновационными проектами, имеющих сертификаты мирового уровня.

Опыт зарубежных стран показывает, что развитие коммерческой составляющей в информационной инфраструктуре науки и научно-технической сфере может осуществh2ляться по следующим направлениям:

- маркетинг наукоемких товаров и усh2луг, в том числе посредством использоваh2ния Интернет-технологий;

- оказание посреднических брокерских услуг в распространении научно-технической продукции, поиске ее покупателей, внеh2дрении проектов в практику;

- поиск в стране и за рубежом партнеh2ров для освоения совместных проектов в области наукоемких технологий и их инh2формационное  сопровождение на различh2ных этапах реализации;

- информационная поддержка процесh2са экспертизы проектов и программ, предh2ложений, выполняемых в рамках госзакаh2за, а также по заказам фирм, организаций и частных лиц;

- обучение представителей малого и среднего бизнеса информационному менедh2жменту, работе с информацией, навыкам использования новых информационных технологий.

Опыт развитых стран показывает, что экономика, основанная на новых технологиях, инновациях, имеет развитую систему опережающего обеспечения ее отраслей сведениями о новых отечественных и мировых достижениh2ях науки, технической мысли, организации производственных процессов.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:

1. Горин А.А., Миндели Л.Э., Пипия Л.К. Государственное финансирование исследований и разработок в условиях переходной экономики. - М.: ЦИСН,1998

1 Research and Technol Manag 1997 Vol. 40. № 1

2 Guinet J., Kamata H. Do taxincentives promote innovation? // OECD Observer. 1996. № 202.

4. Гохберг Л.М., Гудкова А.А., Миндели Л.Э., Пипия Л.К., Соколов А.В. Организационная структура российской науки. -М.: ЦИСН, 2000