Каталог статей | ||||||||||||||||
Шаталова Т.Н, Мулендеева Л.Н. Модели государственной кластерной политикиЗарубежный опыт функционирования кластерных структур, под которыми понимается сеть независимых производственных и (или) сервисных фирм, включая их поставщиков, создателей технологий и ноу-хау (университеты, НИИ, инжиниринговые компании), связующих рыночных институтов (брокеры, консультанты) и потребителей, взаимодействующих друг с другом в рамках единой цепочки создания стоимости, показал эффективность подобного рода пространственных коопераций, способствующих росту конкурентоспособности их участников.Анализ зарубежных практик кластеризации обусловил существование в современной научной литературе различных классификаций моделей государственной кластерной политики. Так, Нескромная Е.Е. [3], взяв за основу классификации роль государства в формировании и развитии кластеров, выделяет две подобные модели – англосаксонскую и континентальную. Англосаксонская модель, характерная для США, Великобритании, Австралии, отличается наличием рыночного саморегулируемого механизма кластерных инициатив. Государству при этом отводится пассивная роль, заключающаяся в создании необходимых условий для формирования кластерных инициатив и сокращении барьеров для естественного процесса кластеризации. Финансовая поддержка кластеров возложена на региональные и местные уровни власти, федеральный уровень управления участвует в финансировании лишь тех кластеров, которые имеют важное стратегическое значение для национальной экономики. Континентальная модель (Япония, Сингапур, Швеция, Республика Корея), напротив, предполагает активную роль государства в осуществлении кластерной политики. Деятельность государственных органов власти направлена на осуществление инициативных мер по созданию кластеров, в том числе определение приоритетных экономических кластеров, разработка государственных программ развития кластеров, развитие инфраструктуры кластера и проч., а также мер поддержки функционирующих в стране кластеров. Трофимова О.М. [6] выделяет 6 моделей государственной кластерной политики: североамериканскую, западноевропейскую, скандинавскую, индийскую, китайскую, японскую. Основным признаком классификации явился механизм активации и развития кластера. Характеризуя североамериканскую модель кластера (США, Канада), автор отмечает, что формирование кластеров - местная инициатива. Национальное правительство реализует функцию стимулирования кластерной политики региональных органов власти посредством грантов и создания агентств по развитию кластеров. США пошли по пути развития инновационных кластеров (компьютерного, автомобильного, кластера индустрии развлечения и др.), интегрирующих различные источники технологических знаний и связей. Наличие в структуре таких кластеров предприятий малого бизнеса позволяет формировать инновационные точки роста. Высокотехнологичные инновационные кластеры формируются также в Канаде (биотехнологический, кластер высоких технологий и др.). Сети канадских кластеров выходят за пределы их регионов. В западноевропейской модели кластера (Великобритания, Франция, Швейцария, Италия) ключевая роль отводится университетам и исследовательским институтам. Основной формой поддержки кластера здесь выступает финансирование научных исследований и формирование инновационной инфраструктуры. В Великобритании экономические кластеры формировались на основе традиционных отраслей промышленности (производство тканей, одежды, мебели), а также новых технологий (мобильная связь, биофармацевтика). Кластеры в Италии развивались в местах концентрации малых предприятий традиционной обрабатывающей промышленности (легкой). Итальянские кластеры отличаются высокой специализацией при одновременной экспансии в смежные отрасли и регионы. Для скандинавской модели (Финляндия) характерно формирование кластеров по инициативе правительства, развитие исследовательской и технологической кооперации, адресное инвестирование средств в наиболее перспективные кластеры, интеграция кластеров. Финские кластеры формировались на базе крупных транснациональных компаний в лесной, информационной и телекоммуникационной отраслях. Отличительная особенность индийской модели – финансирование кластеров за счет зарубежных инвестиций. Отбор приоритетных кластеров (по производству тканей и трикотажа, пищевого, станкостроительного, фармацевтического, программного обеспечения и др.) осуществляется правительством с целью повышения их экспортных возможностей. Китайская модель предполагает формирование кластеров по инициативе правительства и регионов путем создания особых зон развития высокотехнологичных отраслей (автомобильной, высоких технологий, производства стали, электротехнической, производства мобильных телефонов и др.). В Китае формирование кластеров происходит вокруг крупнейших иностранных заводов с последующим развитием собственных мощностей в непосредственной близости и интегрированием инноваций. Финансирование кластеров в Китае осуществляется посредством правительственных грантов и венчурных фондов. Для японской модели кластера характерно наличие четко выраженного ядра – крупной корпорации, практикующей долгосрочные субконтрактные и субподрядные отношения с близлежащей группой малых предприятий. По такой схеме в Японии были образованы электротехнический, автомобильный кластеры, кластер информационных технологий, кластер биотехнологий. Политика правительства и регионов в стране направлена на активную поддержку кластеров, в том числе развитие инновационной инфраструктуры. В дополнение к существующим классификациям сложившихся в мире моделей кластерной экономики нами может быть предложена группировка, основанная на выделении трех этапов жизненного цикла развития экономических кластеров: зарождающийся кластер, растущий кластер, стабильный кластер (табл. 1). Таблица 1 Классификация типов кластеров в зависимости от жизненного цикла
Стабильные кластеры США, Канады, стран Западной Европы, сформировавшиеся одними из первых в 50-60-х годах XX века имеют высокие показатели экономического развития. Так, например, в США более 60% промышленной продукции производится экономическими кластерами. Деятельность американских кластеров основана на принципах партнерства и ориентирована на коммерциализацию НИОКР и инновационную деятельность в целях достижения глобальной конкуренции [4]. Ярким их примером является «Силиконовая долина». Лесопромышленный кластер Финляндии обеспечивает 10% мирового экспорта продуктов лесопереработки. На промышленные кластеры Италии приходится 43% численности занятых в отрасли и более 30% объема национального экспорта. Образование большинства кластеров стабильного типа происходило в результате исследования конкурентных преимуществ традиционных отраслей специализации с последующей государственной поддержкой. Примерами стран с кластерами растущего типа можно назвать Японию, Индию, Китай, Южную Корею, страны Восточной Европы. В Японии этапу формирования кластера предшествует создание технопарков, которые способствуют развитию деловых и научно-технических связей. При активной государственной поддержке технопарки становятся основой образования будущих кластеров. Комплексная программа повышения конкурентоспособности промышленности Японии на мировых рынках призвана решить задачи формирования Восточноазиатской зоны свободного предпринимательства, всемерного развития технологических инноваций, ускорения корпоративной реструктуризации, увеличения мобильности трудовых ресурсов, привлечения иностранных инвестиций и квалифицированных специалистов из других стран и проч. [1]. Японский подход создания технопарков активно используется в Индии. Индийские кластеры поставляют свыше 60% экспортной продукции страны. В 14 крупных городах страны действуют 80 кластеров, объединяющих 22559 малых промышленных предприятий. Крупнейший кластер электронной промышленности Южной Кореи – Куми, в состав которого входят четыре крупных мировых производителя электронной продукции – LG Electronics, LG Philips Display, Daewoo Elictronics, Samsung Corning. Первоначально производство бытовой электроники было организовано на базе лицензионных соглашений. Затем Корея повысила расходы на НИОКР и перешла к стратегии партнерских отношений с иностранными компаниями [5]. Среди стран Восточной Европы наиболее активная кластерная инициатива наблюдается в Словении, где правительством реализуются масштабные программы, и для целевого финансирования были отобраны 11 кластеров, в том числе автомобильный, станкостроительный и транспортно-логистический. С конца 90-х годов прошлого века кластерная политика начала реализовываться странами с переходной экономикой, в том числе Казахстаном, Белоруссией, Украиной и Россией. В Казахстане в 2004 году при поддержке американской консалтинговой компании J.E.Austin Associates, Inc. началось осуществление первой кластерной инициативы. Правительством Казахстана были разработаны программы развития семи пилотных кластеров в приоритетных отраслях: туризм, пищевая промышленность, нефтегазовое машиностроение, текстильная промышленность, транспортно-логистические услуги, металлургия, строительные материалы. В Украине наиболее успешно функционируют строительный и швейный кластер [2]. Реализация кластерного подхода нашла отражение и в экономической политике Российской Федерации. Прообразами экономических кластеров в России учеными называются научно-производственные комплексы, территориально-производственная кооперация и территориально-производственные комплексы (ТПК), понятие которых было введено в отечественную науку Н.Н. Колосовским в 40-х гг. ХХ века. Согласимся с позицией Сидорова В.П. и Шамаевой Н.П., отрицающей тождественность категорий «кластер» и «ТПК». Свои выводы экономисты аргументируют следующим: - функционирование ТПК в условиях плановой экономики жестко ограничивало деятельность комплексов; - целью создания ТПК выступала государственная безопасность, а не развитие рыночного механизма, повышение прибыльности и конкурентоспособности предприятий; - ТПК – образование в большей степени географическое, нежели экономическое. Однако наличие ТПК в России мы можем назвать эффективной платформой для формирования экономических кластеров. Как отмечают многие отечественные экономисты, для реализации кластерного подхода в российских условиях необходимо использование государственного программного подхода, охватывающего, прежде всего, те отрасли специализации, в которых Россия имеет наибольший научно-технический и коммерческий потенциал. Лидерами кластерного развития в России являются г. Санкт-Петербург, Самарская, Пензенская, Нижегородская области, Татарстан и Башкортостан. В г. Санкт-Петербург выделено восемь приоритетных кластеров: автомобильный; фармацевтической и медицинской промышленности; судостроительный; энергомашиностроения и интеллектуальных энергетических систем, информационных технологий (ИТ-кластер), радиоэлектроники, радиологический и городского хозяйства. Экономику Самарской области представляют на сегодняшний день автомобильный, авиационно-космический, нефтедобывающий, химический, транспортно-логистический, туристско-рекреационный, агроиндустриальный, инновационно-внедренческий кластеры. В Пензенской области действуют кондитерский и мебельный кластеры, формируются обувной кластер, кластер легкой промышленности, медицины высоких технологий и кластер производителей охранных систем, обсуждается создание туристического кластера. В Нижегородской области организованы автомобильный и химический кластеры. В республике Татарстан существуют предпосылки для формирования кластера химической и нефтехимической промышленности, а также автомобильного кластера. В Программе социально-экономического развития Республики Татарстан на 2011-2015 гг. отражена идея создания в регионе 14 образовательных кластеров. В республике Башкортостан ведутся работы по формированию энергомашиностроительного, лесопромышленного кластеров и кластера индустриального обеспечения туризма. Таким образом, многие российские регионы, опираясь на международный опыт кластеризации, реализуют программные мероприятия по развитию экономических кластеров, доказавших свою эффективность в обеспечении конкурентоспособности, инвестиционного и инновационного развития территорий. Литература: 1. Городничая, Е.И. Зарубежный опыт государственного стимулирования формирования кластеров / Е.И. Городничая // Вестник московского университета. Серия 6. Экономика. – 2010. - №1. – С. 19-20. 2. Ленчук, Е.Б., Власкин, Г.А. Кластерный подход в стратегии инновационного развития зарубежных стран / Е.Б. Ленчук, Г.А. Власкин [электронный ресурс] // Режим доступа: [сылка более недоступна} 3. Нескромная, Е.Е. Государственная политика кластерного развития: концептуальные основы и мировой опыт / Е.Е. Нескромная // Экономические науки. – 2010. – №5 (66). – С. 11-15. 4. Помитов, С.А. Опыт создания кластерных структур / С.А. Помитов [электронный ресурс] // Режим доступа: [сылка более недоступна} 5. Тищенко, А.Н. Теория и практика организации кластеров: зарубежный опыт / А.Н. Тищенко // Проблемы экономики. – 2010. - №.2. – С. 14. 6. Трофимова, О.М. Анализ отечественного и зарубежного опыта кластерообразования в регионе / О.М. Трофимова // Современные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2010. - №12 (73). – С.142-145. | ||||||||||||||||