Каталог статей

Тусков А.А., Буянов А.В.

Совершенствованию систем разработки, реализации и управления региональными проектами поддержки социальной сферы села

В современных условиях большое внимание должно уделяться развитию сельской инфраструктуры, переработке продукции, сохранению местных ремесел, сферы услуг. Наличие эффективно работающих предприятий в сельском хозяйстве, а также в первой и третьей сферах АПК содействует занятости населения и укреплению экономических основ региона.

Наряду с потерей управляемости, недофинансированием и другими факторами, кризис российского села в рассматриваемый период, кроме всего прочего, обусловлен четырьмя основными причинами, а именно:

˗ отсутствием на селе экономически независимого социального слоя сельских производителей товаров и услуг;

˗ разрушением сельского сообщества и механизмов самоорганиза­ции сельской жизни;

˗ полной зависимостью села от сельского хозяйства;

˗ занижением в общественном сознании и проводимой государством социально-экономической политике значимости села и сельской местности в жизни общества.

Процесс перехода к устойчивому развитию сельских территорий — это многоэтапный процесс, лежащий не только через планирование, формирование программ социально-экономического развития, но и организацию этого развития посредством проектирования и создания муниципальных предприятий, осуществляющих мобилизацию потенциала, его использование и настройку на саморазвитие в целях преодоления бедности и повышения благосостояния. Программы социально-экономического развития формируют рамочные условия, при котором реализуются общественные и индивидуальные интересы, определяемые государственным и частным партнерством.

Направлениями развития сельских территорий являются (рисунок 1).

Рисунок 1- Основные направления развития сельских территорий

По нашему мнению катализатором этих процессов должны являться сформированные команды на уровне администраций муниципалитетов. Они являются инициаторами процессов развития территории. Но их опорой является само население.

Основные этапы, которые рассмотрены в работе по вопросам регионального экономического развития сельской территории, следующие: реструктуризация - диверсификация — кластеризация — созидание субъектов бизнеса сельской территории.

Современной теорией и практикой выработан ряд общих положений разработки стратегии местного экономического развития, соблюдение которых объективно увеличивает возможность успеха. Среди них - методы и процедуры стратегического планирования. Стратегическое планирование социально-экономического развития города и региона - это систематический процесс, с помощью которого местные сообщества формируют картину своего будущего и определяют этапы его достижения, исходя из местных ресурсов.

В городах и регионах стратегия процесса экономического развития разрабатывается, планируется и реализуется совместными усилиями органов местной власти, представителей частного бизнеса и государственных предприятий, общественных организаций и органов территориального общественного самоуправления.

Стратегия должна быть динамична и обновляется по мере развития тер­ритории. Объекты изменений всегда появляются тогда, когда менеджер видит пути улучшения стратегии или необходимость привести существующую стратегию в соответствие с новыми рыночными условиями.

Перед сельской администрацией стоят четыре основные стратегические альтернативы, хотя имеется множество вариантов каждой из этих альтернатив. К четырем данным альтернативам относятся: ограниченный рост, рост, сокращение, а также сочетание этих трех стратегий.

Для исследования, по нашему мнению, представляет интерес стратегия роста, поскольку развитие сельскохозяйственного производства связано с одним из способов расширения, роста. Характерность этой стратегии для сельской территории стала особенно актуальна в связи с экономическим кризисом.

При формировании стратегии развития на местном уровне необходимо исходить из целей и критериев этого развития. Общей целью социально-экономического развития сельской территории является повышение уровня жизни населения. Наряду с ней можно рассматривать частные, относительно самостоятельные цели, определяющие экономические, социальные и другие условия, обеспечивающие достойную жизнь и благосостояние людей.

При стратегическом планировании речь идет о принятии основополагающих решений, которые характеризуются следующими признаками:

­ имеют особое значение для развития потенциала территории и (или) показателей успеха;

­ требуют особой ответственности администрации конкретной территории в целом и учета всех взаимосвязей;

­ действуют в долгосрочной перспективе и принимаются относительно редко; должны считаться с системой ценностей населения, философией, культурой в целом.

После того как администрация рассмотрит имеющиеся стратегические альтернативы, оно обращается к конкретной стратегии, которая максимально повысит качество жизни на данной территории, обеспечит привлечение новых трудовых ресурсов, создаст оптимальные условия функционирования бизнеса на селе и т.д.

Местному самоуправлению, находящемуся в стадии перехода к устойчивому развитию, с ограниченными источниками финансирования, необходимо формировать стратегии социально-экономического развития, основанные на низкозатратных технологиях: формирование имиджа, выявление уже имеющихся конкурентных преимуществ и поиск целевых групп «потребителей территории», которые помогут сформировать более притягательную инфраструктуру. Безусловно, среди таких «потребителей территории» необходимо постоянно видеть не только иностранных граждан, по и, прежде всего, собственное население и предпринимательские структуры.

Основная цель диверсификации сельских территорий — производство новых видов продукции и переход от моноотраслевого (сельскохозяйственного) ассортимента к выпуску многоотраслевого, обеспечивающего оптимизацию ассортимента в условиях жесткой рыночной конкуренции. Для большинства сельских территорий эта стратегия становиться ключевой.

Главный вопрос, на который отвечает стратегическая программа регио­нального развития на современном этапе развития экономики: как повысить уровень благосостояния жителей и заложить прочные основы для его дальнейшего повышения в будущем. Уровень жизни населения муниципалитета в конечном счете определяется уровнем и эффективностью производства в регионе. Поэтому в первую очередь планируется именно экономическое развитие (рисунок 2).

Рисунок 2- Ключевые вопросы экономического развития

Ключевыми вопросами экономического развития сельских территорий являются наиболее характерные проблемы экономического развития сельских территорий - это не только привлечение в район новых экономических агентов, но и развитие инженерной инфраструктуры, строительство и обновление жилья, упорядочение землепользования, поддержание занятости на высоком уровне, решение насущных экологических проблем.

Мы считаем, что особого внимания заслуживает фаза реализации программ. Здесь подлежат решению такие непростые проблемы, как:

• оптимизация - определение наилучшего решения;

• субоптимизация - попытка оптимизации с объяснением того, почему наилучшее решение не может быть получено;

• сложность, которая связана с тем фактом, что для разрешения задачи должно быть проведено упрощение реальности, но требование адекватности решения реальной ситуации предопределяет «достаточную сложность» решения;

• конфликты, их разумное урегулирование, управление ими;

• критическая оценка результатов, полученных от реализации программы.

Как показал анализ, процесс отбора и формирования программ нередко носит случайный характер. Это подтверждается тем, что перечень программ, принимаемых к исполнению и финансируемых, главным образом, за счет средств государственного бюджета, не имеет общей критериальной функции, с помощью которой можно контролировать непротиворечивость целей составляющей и цели системы высшего порядка, в которую должны быть встроены программы. Перечень программ в основном представляет собой не систему, а набор директивных документов, не имеющих структуры и не ранжированных по какому-либо критерию, например, «затраты-выгоды». Как свидетельствует отечественный и зарубежный опыт, программно-целевое планирование может способствовать развитию экономического потенциала страны.

С помощью программно-целевого планирования можно поддерживать пропорции и обеспечивать необходимые темпы развития экономики, только если совокупность программ представляет собой систему, имеющую количественно выраженную целевую функцию, выступающую как средство достижения целевой функции системы высшего порядка (генеральной совокупности). В противном случае разработанные программы могут оказать отрицательное влияние на экономические процессы, разрушая пропорции в народном хозяйстве, что, как известно, влечет за собой колоссальные непроизводительные потери всех видов ресурсов.

Теория построения сложных логических систем, к которым относятся целевые программы долгосрочного развития АПК, является важнейшей методологической основой для понимания их роли и места в смешанной рыночной экономике.

Экспертный анализ нескольких десятков программ различного назначения и методических документов, которыми руководствовались их разработчики, показал, что системные требования при разработке и утверждении не учитывались, то есть, не соблюдались требования, касающиеся правил определения целевых функций и конструирования системы совокупности программ, структуры самой программы и процесса ее реализации. Каждая программа имеет свою специфическую целевую функцию, свою структуру, свои свойства. В то же время программы должны удовлетворять общесистемным требованиям, то есть разрабатываться и реализовываться по единым правилам. Это означает, что правовое, методическое, организационное обеспечение процесса разработки и реализации программ должно базироваться на процедурах, реализующих требования, предъявляемые теорией построения и функционирования сложных логических систем большого масштаба, наиболее важными из которых являются: целенаправленность, системность, комплексность, обеспеченность, приоритетность, экономическая безопасность, согласованность (федеральных и региональных интересов и задач), своевременность достижения конечного результата в планируемые сроки.

Отступления от требований теории систем, допускаемые при разработке и реализации программ, являются одной из главных причин, обусловивших низкую эффективность программ, финансируемых из средств государственного бюджета. Суть проблем, возникающих в процессе разработки и реализации программ, состоит в том, что программы, выступающие как инструмент государственного регулирования развития отраслей экономики, должны вписываться в единый процесс перестройки экономики, то есть в процесс целенаправленного проведения хозяйственной реформы и структурных сдвигов в экономике.

Ориентиром для оценки и отбора программ может служить прогноз развития экономики страны и модель структурных сдвигов, представленная в виде балансов.

Но основным с нашей точки зрения является комплексность разработки программ. Например, развитие социальной сферы сельских поселений Пензенской области будет определять реализация областной целевой программы «Повышение качества и продолжительности жизни населения Пензенской области», основными направлениями которой должны быть:

­ создание условий для уменьшения бедности, повышения уровня доходов населения и формирования мощного среднего класса, включая меры по повышению уровня оплаты труда в бюджетной сфере и на государственных предприятиях в рамках компетенции края, стимулированию роста заработной платы на частных предприятиях, совершенствованию системы адресной социальной помощи и иные меры, направленные на повышение уровня доходов населения;

­ создание условий для улучшения демографической ситуации, стабилизации и роста численности населения края, развития института семьи, включая меры по стимулированию рождаемости, улучшению медицинского обслуживания беременных, повышению уровня детской медицины, снижению смертности, прежде всего детской и смертности в трудоспособном возрасте, разработке и реализации эффективной миграционной политики;

­ развитие здравоохранения и повышение уровня доступности медицинской помощи;

­ достижение качества и обеспечение инновационного развития образования;

­ создание благоприятных условий для развития культуры, физической культуры и спорта;

­ организация территориального планирования, разработка и проведение эффективной градостроительной политики, создание условий, обеспечивающих доступность жилья для большинства граждан;

­ развитие жилищно-коммунального хозяйства и повышение качества предоставления жилищно-коммунальных услуг;

­ достижение нормативного уровня инфраструктурной обеспеченности дорогами, общественным транспортом и телефонной связью;

­ повышение уровня общественной безопасности и правопорядка, экологической безопасности;

­ повышение уровня доверия к власти, формирование в широких слоях населения патриотических настроений.