Каталог статей |
Шипов М.В. Методология государственного регулирования сферы услугИспользование стандартов в человеческой деятельности всегда отражало определенный уровень институционального развития общества и государственного управления.С развитием международной экономики стандартизация начала развиваться также и в международном масштабе. Постоянное расширение международного товарообмена и необходимость более тесного сотрудничества в области науки и техники привели к основанию Международной ассоциации по стандартизации (ИСА). В настоящее время процессы стандартизации активно развиваются как по направлению деятельности в рамках различных международных организаций, так и путем формирования добровольных ассоциаций производителей различных товаров и услуг. С проведением рыночных реформ и разгосударствлением экономики возникли задачи изменения стандартизации системы, приведение ее в соответствие с новыми условиями хозяйствования и управления, что, в свою очередь, требует значительного обновления всего комплекса стандартов. Возможность стандартизации связана с определенным уровнем развития цивилизации, в том числе производства и наук и прежде всего — системы измерений и оценок. Измерительная информация служит основой для принятия решений о качестве продукции при внедрении систем качества, в научных экспериментах и т.д., и только ее достоверность и точность обеспечивают правильность решений на всех уровнях управления, а недостоверность — приводит к снижению качества продукции, авариям, неправильным решениям. Переход Украины к рыночной экономике определил новые условия для деятельности отечественных организаций в области метрологического обеспечения. К числу сфер, на которые распространяется государственный метрологический контроль, относятся: • здравоохранение, ветеринария, охрана окружающей среды и обеспечение безопасности труда; • торговые операции и взаимные расчеты между покупателем и продавцом; • государственные учетные операции; • обеспечение обороны государства; • геодезические и метрологические работы; • банковские, таможенные, налоговые и почтовые операции; • производство продукции, поставляемой по
контрактам для • испытания и контроль качества продукции в целях определения соответствия обязательным требованиям государственных стандартов; • обязательная сертификация продукции и услуг; • измерения, проводимые по поручению органов суда, прокуратуры, арбитражного суда; • регистрация международных и национальных рекордов; • госнадзор за обеспечением единства измерений осуществляют государственные инспектора. Как объект стандартизации услуги обладают собственной классификацией. По функциональному назначению услуги, оказываемые населению, подразделяются на материальные и социально-культурные. Материальная услуга — это услуга по удовлетворению материально-бытовых потребностей потребителя услуг. Материальная услуга обеспечивает восстановление (изменение, сохранение) потребительских свойств изделий или изготовление новых изделий по заказам граждан, а также перемещение грузов и людей; создание условий для потребления. В частности, к материальным услугам могут быть отнесены бытовые услуги, связанные с ремонтом и изготовлением изделий, жилищно-коммунальные услуги, услуги общественного питания, услуги транспорта и пр. Социально-культурная услуга - это услуга по удовлетворению духовных, интеллектуальных потребностей и поддержанию нормальной жизнедеятельности потребителя. Социально-культурная услуга обеспечивает поддержание и восстановление здоровья, духовное и физическое развитие личности, повышение профессионального мастерства. К социально-культурным услугам могут быть отнесены медицинские услуги, услуги культуры, туризма, образования и пр. Сфера обслуживания населения определяется как совокупность предприятий, организаций и физических лиц, оказывающих услуги населению. Широкая трактовка данного термина позволяет относить к сфере услуг органы государственного управления и защиты, что является методологической основой развития сервисной направленности функционирования государственных органов. Основными субъектами сферы услуг являются исполнитель - предприятие, организация или предприниматель, оказывающие услугу потребителю, и потребитель — гражданин, получающий, заказывающий либо имеющий намерение получить или заказать услуги для личных нужд. Как объекты стандартизации услуги могут быть обьеденены в группы однородных конкретных услуг. Для обеспечения эффективности стандартизации при ее проведении необходимо соблюдение определенных принципов. Основные из них и их краткие характеристики – следующие: - целенаправленность и технико-экономическая целесообразность; - научный подход и использование передового опыта - устанавливают, что характеристики и требования, включаемые в стандарт, должны соответствовать передовому уровню науки и техники, основываться на результатах научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ; -прогрессивность и оптимальность стандарта - следует из самой сущности стандартизации, отраженной в ее определении. |