Каталог статей

Литвиненко В. Т.

Репрезентация государственности в условиях становления и развития социальной политики

Государство – это более категоричная и неизменная форма  определённого этапа его существования с присущими ему – формой правления, национально-государственным и административно-территориальным устройством, политическим режимом, т.е. когда речь идёт о статической характеристике его без учёта эволюции и стадий развития. В этом контексте можно дать характеристику как государству – Древней Руси, Руси, разделённой на Белую, Малую и Великую, Российской Империи, Советскому Союзу, России, существующей в настоящее время.

Государство как и государственность, как известно, так же исследовалось на протяжении всего периода своего существования. Вышеуказанный автор так охарактеризовал его в своих трудах: «Государство, - поясняет он, - есть высшая форма общежития, высшее проявление народности в общественной сфере. В нем неопределенная народность собирается в единое тело, получает единое отечество, становится народом. В нем верховная власть служит представительницей высшей воли общественной, каков бы ни был образ правления. Эта общественная воля подчиняет себе воли частные и устанавливает, таким образом, твердый порядок в обществе» [3, c.368].

Проблематика функционирования государства практически всегда находилась в центре внимания общественных наук. «Государство – основной институт политической системы общества, организующий, направляющий и контролирующий совместную деятельность и отношения людей, общественных групп, классов и ассоциаций. Государство представляет собой центральный институт власти в обществе и концентрированное осуществление этой властью политики» [4, c. 65]. Не ставя под сомнение процитированное определение, тем не менее, отметим, что на практике государство - это не застывший в своем развитии политический институт, а динамическое явление, название которому - государственность – т. е. это  государство с его государственной формой в аспекте динамических, эволюционных,   процессах, связанных с определением возможных путей дальнейшего развития, как государства в целом, как всего общества, так и отдельных его институтов: идентификации этнических групп, развития позитивных межэтнических отношений, права наций на самоопределение, либо неизменность (целостность) границ, развития демократии, становления гражданского общества, защита прав и свобод человека и гражданина и других его институтов.

Таким образом, государственность в современных условия трансформации и модернизации социальной политики – это характеристика государства  с учётом эволюционных и динамических процессов и, прежде всего в интересах общества, социальных групп, личности.

Сущностью же государственности является исследование государства как процесса динамического, связанного с изменением либо части существующего внутригосударственного порядка либо замены его в целом и возможные  последствия можно прогнозировать при тщательном анализе этого феномена.

Государственность это продукт человеческой деятельности, и соответственно, все процессы в политической, экономической, социальной, культурной жизни, в межэтнических отношениях, воздействия на общественное и индивидуальное сознание, связаны с человеческим фактором.

Наглядным примером характеристики государственности и её сущности является выведенное историком – географом Л.Н. Гумилёвым, каковым он себя называл, понятие «пассионарности: «Пассионарность – это стремление действовать без всякой видимой цели или с целью иллюзорной….» [5, с.5].

В качестве пассионариев, т.е. лиц склонных к поведению в виде пассионарности Л.Н. Гумилёв выделил Александра Македонского, Корнелия Суллу из Рима, Наполеона,  которые, как нам известно, оставили неизгладимый след в истории человечества.

По словам вышеуказанного учёного: «Она присутствует абсолютно во всех исторических процессах. Если её нет, то процессы не идут…..» [6, с. 7].

Функции же государственности заключаются в том, чтобы рассмотреть протекающие процессы в более развёрнутой форме, более детальном и подробном анализе этих явлений с целью более точного прогнозирования будущего, предвидения возможных последствий.

Однако, прогнозы будущего не всегда точны, оптимистичны и даже могут являться утопией. По этому поводу в отношении сложившийся ситуации в России указывают авторы О.Д. Волкогонова, А.В. Малов, Е.М. Панина: «Современная российская ситуация, которую многие исследователи описывают как аномию, создала свой контекст для выдвижения, восприятия, усвоения, критики социальных идеалов. Крушение старых идеалов и отсутствие адекватной замены утраченному вновь поставили вопрос о своеобразии исторического пути страны. Специфика переживаемого Россией периода отнюдь не исключает инвариантности ответа на вопрос о ее перспективах. Было бы странно, если бы в расколотом обществе существовало единство взглядов на его будущее. В основе многообразных представлений о будущем лежит первоначальная  оценка перспективы на уровне обыденного сознания: «все будет хорошо» либо, наоборот, «все будет плохо». За такой первоначальной оптимистически-пессимистической оценочной дихотомией следует практическое осмысление проблемы: «А что же действительно будет?», и здесь, конечно, тоже не приходится говорить о сужении спектра ожиданий. Отсутствие согласия по поводу образа будущего страны, на первый взгляд, становится для россиян серьезной психологической проблемой, так как ощущение движения «не туда» воспринимается как движение в «никуда».

Общая нестабильность, частичная утрата значимости традиционных ценностей, отсутствие господствующей идеологии, плюрализм идеологических установок и норм, увеличение социальной поляризации не могли не отразиться на динамике общественного и индивидуального сознания. Поэтому чрезвычайно важно проанализировать изменения, которые произошли в последние годы в сознании людей, в том числе в их мнениях о моделях  будущего, общественном идеале» [7].

Вышеприведённое суждение ещё раз подчёркивает особую значимость государственности в процессах становления нового общества, но не в виде априори, а знаний полученных из предшествующего опыта  и при правильном применении его к настоящему.

Так, Де Голль во Франции, Аденауэр в Германии, Хатояма в Японии — условия, в которых им пришлось совершать переход от довоенной цивилизационной парадигмы  к цивилизации второй половины ХХ века с её отказом от огромных социальных экспериментов, с правами человека, новыми педагогическими концепциями и концертами типа Life Aid, не настолько ужасны, как у нас. Их страны были разрушены, города разбомблены, экономики истреблены. Кроме того, Аденауэр так вообще руководил страной, проигравшей мировую войну. И, тем не менее, консерваторам удалось в короткий исторический срок не только возродить экономику и промышленность, но и изменить отношение населения к миру, отношение к себе. Помочь населению найти самоидентификацию, помочь поверить в то, что оно работящее, талантливое и умеет устраиваться в этой жизни.

Государственность, как особый, жизненно важный инструмент для мирового сообщества необходим и всегда требует к себе особого отношения при его использовании, в том числе и в решении межнациональных и религиозных конфликтов. К примеру, нерешенность этноконфессиональных проблем может стать важным фактором дестабилизации в государстве.

В этом контексте достаточно показательно, что после Второй мировой войны, когда Косово в очередной раз вернули в состав объединенной Югославии, Иосип Броз Тито запретил изгнанным сербам возвращаться в Косово во избежание столкновений на национальной почве. Экс-премьер-министр Словацкой Республики в 1991–1992 гг. Ян Чарногурский, противник Косовской независимости, тем не менее, следующим образом квалифицирует конфликт в Косово: «Спор о принадлежности края выходит за рамки территориального и политического конфликта, поскольку в его основе лежит эмоциональное восприятие противоборствующими сторонами своих национальных и культурно-исторических идентичностей» [8, с.7].

Государственность по своему содержанию весьма  многообразна, многоаспектна и сложна, особенно если это касается сохранения целостности и безопасности государства и это подчёркивают политологи различных стран независимо от политического дискурса государства, гражданами которых они являются.

Процессы модернизации социальной политики в РФ напрямую связаны с процессами становления государственности, ибо именно этот фактор занимает доминирующее положение в процессах становления гражданского общества, развитии межличностных отношений и, соответственно, на дальнейшем социальном развитии в стране.

Литература:

1. Лев Тихомиров, «Монархическая государственность» © [сылка более недоступна}

2. Б.Н. Чичерин  [«Опыты по истории русского права», С. 369

3. Б.Н. Чичерин  [«Опыты по истории русского права», С. 368

4. Государство / Политология. Энциклопедический словарь. – М.: Издательство «Publishers». 1993. С. 65-70.

5. Л.Н. Гумилёв Конец и вновь начало: Популярные лекции по народоведению. – СПб.: «Ленинградское издательство», 2008 С.5.

6. Л.Н. Гумилёв Конец и вновь начало: Популярные лекции по народоведению. – СПб.: «Ленинградское издательство», 2008   С.6

7. www.fom.ru/reports/frames/of014201.php.)

8. Авксентьев В. Этническая конфликтология в поисках научной парадигмы // Stavsu.ru. 2002. С. 7-8.