Каталог статей

Михалёв И.В.

Перспективы развития лизинга в России

На сегодняшний день лизинг — самая молодая отрасль предпринимательской деятельности в России, которая формирует новые, более мощные мотивационные стимулы в предпринимательстве. Лизинг открывает широкий простор для инициативы и предприимчивости, рационального использования материальных, финансовых и трудовых ресурсов. Повышенное внимание к лизингу вызвано самыми насущными проблемами экономики нашей страны. Среди факторов, влияющих на динамику развития отрасли - рост промышленного производства и необходимость модернизации средств производства, достигших высокой степени изношенности, а также развитие малого и среднего бизнеса, заинтересованного в приобретении нового современного оборудования в лизинг в виду отсутствия достаточных финансовых средств для его приобретения. Благодаря этим факторам Россия сегодня по объему лизингового рынка занимает 5-е место в Европе, приближаясь к таким признанным мировым лидерам как Великобритания, Италия, Франция, Германия, и 10-е место в мире (1).

Несмотря на положительную динамику развития отрасли и хорошие показатели, свидетельствующие о том, что острая фаза кризиса преодолена, и лизинговые компании России выходят из кризиса, перспективы развития лизингового рынка оцениваются аналитиками с позиции сдержанного оптимизма. С одной стороны, проявляются тенденции, обозначившиеся на рынке лизинга в 2010–2011 годах. Это удешевление заемных ресурсов, уменьшение авансового платежа для лизингополучателя, увеличение сроков лизинга, вовлечение в орбиту лизинговых правоотношений госучреждений и органов власти в связи с изменениями в лизинговом законодательстве, постепенное восстановление позиций лизинговых компаний, не связанных с государственным участием. С другой стороны, остаются специфические проблемы как лизингового сообщества (вероятная отмена ускоренной амортизации, проблема выкупной стоимости), так и общегосударственные (отсутствие госпрограммы обновления парка оборудования, возможность нового финансового кризиса и т. п.), которые не могут не сказываться на участниках лизингового рынка – поставщиках, лизингополучателях, банках и лизинговых компаниях.

В сложившихся условиях поиск путей оздоровления рынка становится актуальной проблемой. На этапе подъема, на фоне общей активизации инвестиционной деятельности такие условия формируются естественным образом. В посткризисный период они могут возникнуть только как следствие специально принимаемых государством решений. Российский опыт не дает пока достаточных оснований ожидать реализации такого пути. Следовательно, реальное оживление рынка лизинга может наступить только после окончательного преодоления кризиса. Следующий за этим рост рынка на новом витке может быть достаточно быстрым и значительным.

В целом государство заинтересовано в интенсивном развитии лизингового бизнеса: лизинговое финансирование играет заметную роль в поддержании инвестиционной активности, что оказывает положительное влияние на общий уровень экономического развития. С нашей точки зрения, в России в настоящее время сформирована внешняя среда, которая в целом не препятствует развитию лизинга (хотя и имеются отдельные сдерживающие его развитие моменты). Конечно, масштабы лизинга и, самое главное, его эффективность во многом зависят от общего инвестиционного климата, зрелости финансовых рынков, наличия возможностей долгосрочного кредитования и т.д. В условиях широкого распространения рыночных инструментов, механизмов и норм поведения, благоприятной конъюнктуры лизинговая деятельность не требует специального стимулирования и поддержки. На этапе подъема, на фоне общего роста притока инвестиций, относительной доступности многих источников финансирования можно ожидать, что лизинговые операции будут активно использоваться. Именно это и наблюдалось в российской экономике в течение ряда лет. В условиях кризисных внешних шоков и нестабильности ожидать продолжения самостоятельного развития сложно.

На наш взгляд, есть два пути такого регулирования. Первый — связан с общей поддержкой рынка, с предоставлением льгот и привилегий всем его участникам. Здесь могут быть использованы разнообразные методы, которые  включают и налоговые, и финансовые, и административные рычаги. К этой же группе следует отнести и общие меры стимулирования инвестиционной активности, которые опосредованно повлияют и на лизинговую деятельность. Второй путь предполагает прямое бюджетное финансирование полностью государственных или государственно-ориентированных лизинговых компаний, т.е. он связан с селективной поддержкой отдельных игроков. Именно этот вариант по существу и реализуется. Такая форма поддержки со стороны государства представляется оправданной и объяснимой в сложившихся обстоятельствах. Однако, на наш взгляд, она не может оказать существенного стимулирующего воздействия на рынок в перспективе. Компании с участием государства очень зависимы от условий предоставления и размеров бюджетного финансирования. Их деятельность не всегда является эффективной, такие фирмы не могут быть названы полностью рыночно-ориентированными. Их присутствие оказывает определенное влияние на структуру рынка, но не способствует формированию и развитию конкуренции на нем. На наш взгляд, оживляющую и стимулирующую роль могли бы сыграть меры, направленные на поддержку более широкого круга фирм (независимо от формы собственности и структуры капитала) или отдельных видов лизинговых операций. В частности опыт других стран показал, что в условиях кризиса стабилизирующую роль на рынке лизинга играют сделки оперативного лизинга. Такие операции менее чувствительны к циклическим колебаниям экономической активности. Конечно, их реализация сопряжена с определенными организационными изменениями в построении бизнеса, развитии рынка вторичного оборудования, создания схем взаимодействия и расчетов по поводу таких активов. Здесь, на наш взгляд, государственная поддержка могла бы быть очень эффективна (2).

Еще одним важным рычагом развития лизинговых операций является поддержка  малого и среднего бизнеса как перспективного участника лизингового рынка. В условиях возрастающей конкуренции лизинговые компании вынуждены принимать меры по привлекательности своих услуг. Среди таких – внедрение новых продуктов, улучшение условий сделок, в частности, снижение ставок, размера аванса, увеличение сроков договоров, снижение требований к финансовому состоянию заемщика, удлинение срока лизинга, расширение спектра предметов, передаваемых в лизинг. Многие компании предлагают специальные программы по автотранспорту и автоспецтехнике.

Развитию автолизинга могут содействовать произошедшие изменения законодательной базы в отношении физических лиц, которые получили возможность пользоваться лизинговыми услугами. Однако взрывного роста данного сегмента рынка лизинговые компании в ближайшие годы не ожидают, прежде всего, ввиду отсутствия экономических стимулов для физических лиц пользоваться лизингом вместо кредита, а также неготовности большинства лизинговых компаний к оценке рисков по частным клиентам и оформлению массовых розничных сделок.

Следующий возможный драйвер рынка - авиационный сегмент, который, однако,  получит рост только в случае реализации программы государственной поддержки региональных авиакомпаний. При этом тенденция доминирования государственных лизинговых компаний в сделках с крупнейшими корпоративными клиентами в целом по рынку в 2012 и последующих годах сохранится. Основной прирост по лизинговым договорам будет также сосредоточен на строительном рынке, в сельскохозяйственной и транспортной отраслях.

В настоящее время продуктовое предложение лизингового бизнеса развивается в двух направлениях:

· Розничный лизинг:  для предприятий малого бизнеса предлагаются продукты с высокой скоростью принятия решения и   оформления;  для среднего бизнеса - комплексные решения "под ключ" на базе продуктов розничного лизинга;

· Корпоративный лизинг: для корпоративных клиентов планируется развитие комплексных отраслевых решений с индивидуальной настройкой. В рамках корпоративного лизинга  финансируется приобретение вагонов, авиатехники, оборудования и  автопарков.

Прогнозируя развитие отрасли, эксперты ожидают некоторого превышения темпов роста рынка лизинга над динамикой увеличения номинального российского ВВП. Этому будет способствовать, в том числе и сохраняющийся отложенный спрос, поскольку рынок еще не вернулся по своим объемам на докризисные уровни. Стабильность и динамика развития российского лизингового рынка, как и всей экономики страны, будут зависеть, безусловно, и от внешних факторов, включая конъюнктуру цен на энергоносители и стабильность мировой финансовой системы.

Лизинг в России становится гибким и многообещающим экономическим рычагом, способствующим подъему отечественного производства: он способен привлечь инвестиции в жизненно важные отрасли экономики страны, обеспечить реальную поддержку малому бизнесу, долгосрочный и надежный доход для коммерческих банков. Потребности экономики в обновлении основных фондов остаются огромными, поэтому лизинговое финансирование, как мы полагаем,  будет пользоваться устойчивым спросом и в последующие годы. По существу, лизинг является наиболее выгодной и рациональной формой финансирования капитальных вложений, максимально удобной для предприятия, как с точки зрения налогообложения, так и в смысле их организационно-управленческой эффективности.

Литература:

1. Рейтинговое агентство «Эксперт РА» [Электронный ресурс]: статистика.  – Режим доступа: [сылка более недоступна}

2. Лизинг как инструмент модернизации экономики. Сдерживающие факторы и проблемы  [Электронный ресурс]: круглый стол в Госдуме 6.10.2011.  – Режим доступа: [сылка более недоступна}