Каталог статей

Жерновая Э.В.

Сегментация региональных рынков инвестиционных ре-сурсов

Рынок инвестиционных ресурсов региона – часть инвестиционного рынка, на котором инвесторы и потребители инвестиций посредством спроса и предложения устанавливают реальную цену инвестиционных ресурсов, получают информацию об объемах, ценах инвестиционных ресурсов, а также непосредственно сами инвестиции.

Характеризуя состав участников регионального рынка инвестиционных ресурсов, следует отметить, что по сравнению с инвестиционным рынком в целом, в данном секторе идут только процессы формирования и распределения финансовых ресурсов, направляемых на инвестирование. Соответственно круг их участников намного меньше по сравнению с инвестиционным рынком в целом. Для наиболее полной и точной характеристики участников рынка инвестиционных ресурсов региона их следует разделить на две группы - участники, формирующие спрос на ресурсы и участники, формирующие предложение инвестиционных ресурсов. При этом следует отметить, что одни и те же субъекты рынка в различные моменты времени могут действовать и как субъекты спроса и субъекты предложения. Основными участниками регионального рынка инвестиционных ресурсов являются:

1. Предприятия и организации региона – субъекты хозяйственной деятельности региона различных форм собственности, выступающие на данном рынке и в качестве продавца инвестиционных ресурсов (непосредственно - при финансировании собственных инвестиций за счет накопленной прибыли и амортизации и опосредованно - через финансовых посредников) и в качестве потребителя инвестиционных ресурсов.

2. Финансовые посредники – коммерческие банки, инвестиционные фонды, страховые компании и прочие субъекты финансового рынка, осуществляющие аккумуляцию временно свободных финансовых ресурсов и их предложение на рынке в форме кредитов. Кроме того, финансовые посредники могут вступать и в роли потребителей инвестиционных ресурсов в случае самостоятельного размещения собственных и привлеченных средств на инвестиционном рынке. При характеристике финансовых посредников следует отметить, что, как правило, данные субъекты предпринимательства имеют широко развитые региональные сети своих дирекций и филиалов, через которые и осуществляется аккумуляция и перераспределение финансовых ресурсов между регионами. При этом не всегда регионы аккумулирования и размещения финансовых ресурсов совпадают.

3. Государство – центральные и местные органы государственной власти помимо регулирующей функции на данном рынке могут выполнять и активную роль как субъектов, предлагающих инвестиционные ресурсы (как правило, в форме государственного финансирования инвестиционных проектов, инвестиционных кредитов, субвенций и т.д.), а также роль субъектов потребляющих инвестиционные ресурсы (больше характерно для местных органов власти).

4. Домашние хозяйства и лица с индивидуальными сбережениями - население региона, также как и субъекты предпринимательской деятельности, может формировать непосредственное предложение инвестиционных ресурсов на региональном рынке и опосредованное через различных финансовых посредников. Кроме того, оно может самостоятельно выступать в роли претендентов на инвестиционные ресурсы в случае осуществления строительства собственных домов, дач, приобретения жилья, либо произведения капитальных вложений при предпринимательстве без образования юридического лица.

5. Инвесторы – региональные, межрегиональные и иностранные субъекты инвестиционной деятельности, осуществляющие вложение собственных, заёмных и привлечённых средств в форме инвестиций и обеспечивающие их целевое использование. Чаще всего инвесторы выступают в качестве субъектов предложения региональных инвестиционных ресурсов. Однако, иногда в силу недостаточности собственных средств для реализации инвестиционных проектов они могут обращаться к различным формам займов и являться субъектами регионального спроса инвестиционных ресурсов.

Характеризуя структуру регионального рынка инвестиционных ресурсов, следует отметить, что как субъекты его спроса, так и субъекты его предложения в своей деятельности ориентируются на определенные источники ресурсов и направления их дальнейшего использования (инвестиционные объекты). Так, например, вряд ли какой-либо банк выдаст субъекту предпринимательской деятельности кредит для осуществления инвестирования в ценные бумаги. Другой пример – немного предприятий региона может рассчитывать в своей инвестиционной деятельности на государственные источники инвестиционных ресурсов.

Эффективное функционирование рынка инвестиционных ресурсов того или иного региона невозможно без продуманной инвестиционной политики органов государственного управления, учитывающей специфику и экономическую специализацию региона.

В связи с этим, в плане изучения и регулирования рынка инвестиционных ресурсов целесообразно осуществлять соответствующую рыночную сегментацию. Произведенная нами сегментация спроса и предложения на региональных рынках инвестиционных ресурсов (Рис. 1) позволяет сделать вывод, что существует определенная дифференциация в ориентирах субъектов рынка инвестиционных ресурсов. В связи с этим к процессам государственного регулирования различных сегментов регионального этого рынка следует подходить дифференцированно по набору используемых методов и инструментов. Государство должно анализировать состояние рынка и различных его сегментов, стимулировать развитие тех из них, которые могли бы обеспечивать рост и сбалансированность регионального рынка инвестиционных ресурсов в перспективе.

Литература:

1. Крупка І.М. Формування макроекономічного інвестиційного середовища в Україні / І.М. Крупка // Фінанси України. – 2004. - №4. – С. 87-96.

2. Музиченко А.С. Особливості інвестування в регіонах / А.С. Музиченко // Формування ринкових відносин в Україні. – 2003. - №31. – С. 41-47.

Рис. 1. Сегментация рынка инвестиционных ресурсов региона